А.С. Шуринов «Защита ценностей семейно-родовой культуры как направление современной деятельности науки и искусства» Доклад на X Съезде Петровской Академии наук и искусств, Санкт-Петербург, 29.09.2017 г.

Шуринов Александр Сергеевич, Академик Петровской Академии наук и искусств, заместитель Председателя Московского отделения, руководитель секции «Семейно-родовая культура»,  Председатель Общества потомков героев Отечественной войны 1812 годы, директор Историко-просветительского Центра семейно-родовой культуры «Родовая семья», член Российского Философского Общества, Ассоциации по комплексному исследованию русского народа, член Союза писателей и Союза журналистов России …

 

Защита ценностей семейно-родовой культуры

как направление современной деятельности науки и искусства

Доклад на X Съезде Петровской Академии наук и искусств, Санкт-Петербург, 29.09.2017 г.

 

  1. Семья как общественный институт и объект государственного внимания и юридического права

Семейно-родовая культура человеческого сообщества сегодня подвергаются величайшему негативному воздействию. Мы имеем многочисленные примеры недооценки и явного пренебрежения к тому, что несли в себе тысячелетиями сформированные семейно-родовые отношения, традиции быта, механизмы преемственности поколений.

В результате этого разрушительного подхода изменяются отношения между полами, родителями и детьми, между старшими и младшими поколениями, ломаются механизмы взаимодействия между братскими народами.  Мало того, изменяется отношение личности к самой себе, происходит самоуничижение собственной половой принадлежности. В результате, мы имеем в «особях» отсутствие характерных черт мужественности или женственности, неспособность не только к созданию семьи и воспитанию детей, но и к общественному труду,  к служению Отечеству и т.д. Данное положение дел не может не волновать здравомыслящих людей в нашей стране.

Надо признать, что процессы, приводящие нас к катастрофе, начались не сегодня. Они перманентно присутствовали в русской цивилизации, как только она соприкоснулась с вырождающейся европейской культурой. Ещё во времена протопопа Сильвестра, правящего Домострой, находились силы, противостоящие традиции благочестивой семейной жизни, семейно-родовой культуре. Однако, в те века силы эти постоянно уступали русским традициям святости и любви к ближнему и дальнему, возобновлявшемся в каждом новом поколении с примерным постоянством.

Сейчас в горниле мировых войн, революций и социальных катастроф, новые поколения народонаселения в массовом количестве остаются без отеческого совета, пригляда и напутствия.

Если в прежние времена социальный и духовный опыт наших предков передавался новым поколениям и накапливался, не прерываясь (понятие «родовая семья»), то сегодня по причине массового истребления народа, умышленной дезинформации советскими политиканами или современными «демократами-либералами», налицо разрыв между поколениями.

Новое поколение сегодня оказывается не способным к восприятию социального и духовного опыта всех предыдущих поколений. Более того, отказывается от этого опыта, не представляя опасности того, чему оно подвергает себя и своих будущих преемников. В этих печальных обстоятельствах нашей жизни и появилась настоятельная потребность изучения механизмов семейно-родового взаимодействия в обществе и обучения новых поколений азам этой новой науки, в которой ранее российское общество не видело никакой необходимости.

Первый звонок необходимости такой науки прозвенел ещё в XIX веке, когда Иван Александрович Гончаров опубликовал роман «Обломов», где во многом интуитивно представил читателям печальную картину вырождения семьи главного героя романа. Надо сказать, что современники Гончарова восприняли роман как отступление от правды жизни. Действительно, в  русской жизни подобных примеров тогда было совсем немного. Но в том то и сила гениальности И.А. Гончарова, что в ограниченном числе примеров он увидел будущие проблемы вырождения общества, когда возникают проблемы воспитания, образования и гражданского становления будущих поколений.

Другим важным фактором востребования этой темы явилась необходимость изучения способности самоотверженного служения Отечеству, которая как гениально предполагал известный генеалог, организатор Историко-Родословного Общества в Москве в 1904 году Леонид Михайлович Савёлов, формировалась в русской семье. По окончании празднования 100-летнего юбилея победы в Отечественной войне 1812 года, он обратился к императору Николаю II с просьбой о создании Общества потомков участников Отечественной войны 1812 года. И оно было создано в январе-феврале 1913 года. Последующие социальные потрясения России не позволили исследовать семейно-родовые механизмы преемственности социального и духовного опыта. Но в 1964 году это Общество было возрождено при музее-панораме «Бородинская битва» и встал вопрос только времени научного обращения к актуальной сегодня проблематике. В 2004 году при Обществе потомков участников 1812 года был создан Историко-просветительский и учебно-методологический Центр семейно-родовой культуры «Родовая семья» имени Леонида Михайловича Савёлова, в котором проходили научные исследования семейно-родовой культуры. Результаты этих изысканий позволяют построить достаточно гармоничную концепцию роли и значения семейно-родовой культуры в России на протяжении веков. Что касается функций института семьи, то Центром постоянно подчёркивается необходимость рассмотрения семьи как неповторимого механизма возобновления и развития общества. Причём, не только биолого-репродуктивного возобновления, но и социального и духовно-нравственного возобновления.

Итак. Семейно-родовая культура всегда играла и играет сегодня в жизни русского общества ключевое значение. Тем не менее, её роль  долгое время не осознавалась обществом, как мы не осознаём, скажем,  роль воздуха в нашем дыхании. Процессы семейно-родового взаимодействия происходят естественно и непрерывно, что, безусловно, мешает их осмыслению и исследованию. 2 – 3 столетия в науке было принято определять только человека и только общество в целом в предельно узком временном диапазоне отдельной его жизни. Со временем в этой чреде научных объектов несколько запоздало, но с полным правом появляется семья с другим временным диапазоном и задачами. Через религию, поэзию, художественно-философскую литературу знание о семье обретает конкретность и творческую силу. Сегодня уже следует вести речь о семейной преемственности, то есть, о родовой семье. Заметим, что этому объекту с каждым годом уделяется наукой всё больше и больше внимания. Но пока только на общественно-политическом уровне, где среди зёрен истинного знания о родовой семье пышным цветом цветут и пахнут спекуляции на проблематике семьи.  К сожалению, государственный уровень пока этой теме не свойственен, хотя тому очень много досужих разговоров и спекуляций.

Надо подчеркнуть, что Православной культурой православная семья сегодня определяется как «последняя крепость» по защите духовных и нравственных ценностей христианина. Истории хорошо известно, что ещё апостол Пётр и святитель Иоанн Златоуст называли семью домашней или малой церковью. А ведь Церковь, как известно, это тело Христово! И основополагающие для индивида духовные и нравственные ценности формируются и развиваются изначально только в ней – в семье. Только в ней во вполне определённой тысячелетней последовательности: от любви к родной матери и родному отцу, от любви к родным братьям и сестрам, бабушкам и дедушкам священное и чистое чувство трансформируется в любовь ко всем людям, к Отечеству и, наконец, в любовь к Богу. Задача подхватить это чувство любви в семье, развить его, наполнить содержанием животворящей Веры. В этом смысле, семья не только источник, но и постоянный генератор духовности. Очевидно, что и в далёкие времена языческого вероисповедания и  относительно близкие времена нашей уже традиционной православной культуры семья генерировала любовь к ближнему и дальнему. И через них приходила к Богу. С наступлением революционного безверия и развития духовного скепсиса механизмы изменились, общество деградировало. Но любовь, как цель и смысл частной и общественной жизни, осталась. Генерация любви происходит, но уже по-другому нежели прежде. 100 – 150 и более лет назад это генерирование происходило более комплексно и системно, нежели сейчас, поскольку жизнь каждого человека была пронизана и насыщена православием, человек и семья напутствовалась им и окармлялась. Сегодня мы все, по большому счёту, беспризорники.

Наши дети, как и наши родители, поражены духовным разрывом поколений: разрывом в памяти и уважении к предкам, разрывом в мироощущении, разрывом в вероисповедании. И это сказывается на нашей жизни в большей степени, чем мы думаем и, тем более, признаём! Мы сегодня в большинстве семей лишены православной обстановки, православной культурной среды, которая прежде насыщала жизнь и проникала во все поры образовательного и воспитательного механизма. Однако,  в условиях духовного кризиса нам отступать нельзя. Сегодня следует прислушаться к словам Ф.М. Достоевского, который говорил, «если русский человек не православный, он дрянь». Но чтобы сегодня стать православным, полюбить Бога и поверить в Него, нужно пройти духовно-нравственные «университеты» в «малой Церкви» — семье, полюбить ближнего и дальнего.

  1. Осмысление семейно-родовой культуры   

Как уже отмечалось, с середины XIX века Россия нуждалась в осмыслении происходивших в семье и обществе сложных и неоднозначных процессов, нуждалась в мыслителях, способных превозмочь давление идейно ограниченной европейско-экономической парадигмы на российские умы. Тому подтверждение — широкий пласт поэтических и литературно-философских произведений русских мыслителей: Пушкина, Лермонтова, Гончарова, Тургенева, Толстого, Достоевского и многих других. По-русски своеобразное, литературное, то есть, образно-философское, представление об основах человеческого бытия, взаимодействия в русском обществе стало неисчерпаемым национальным и общечеловеческим  достоянием. Именно,  в нём сегодня можно увидеть отдельные моменты и этапы разрушения в России семейно-родовой культуры в совокупности с пронизавшем и освящавшем её тысячелетним православием. Внимательный взгляд исследователя на эту линию в нашем классическом русском романе может дать очень многое. В нём в частности могут быть открыты действительные причины нарастающего безбожия, классового противостояния и истоков последующих революций.

Вместе с тем, сложившаяся своеобразная творческая среда в русском обществе, которая, кстати, нуждается в системном объективном исследовании,  породила не только гениальных писателей, но и ряд гениев — исследователей общества мирового масштаба, к которым можно сегодня с полным правом отнести известных общественности Николая Яковлевича Данилевского, Дмитрия Ивановича Менделеева и малоизвестного в широких кругах Леонида Михайловича Савёлова. С лёгкой и чуткой руки последнего амбициозные дворянские «игры» в родословия стали наукой о преемственности поколений. Конечно, во многих случаях и во времена Леонида Михайловича и сейчас, под родословием видится только претензия на прошлое. Но, нет! Мы можем наблюдать в родословных схемах и судьбах её персоналий реальную преемственность поколений. Это позволяет изучать  механизм преемственности и делать необходимые выводы в части прогнозирования общественных процессов. Как нам представляется, изучать не только более или менее организованными энтузиастами, а государственными научными учреждениями, академиями, педагогическими университетами и научными школами.

Теперь несколько слов о самом главном, что должно убеждать любого оппонента. Признанные сегодня механизмы общественной жизни таковы, что могут работать только при наличии, так сказать, объекта воздействия. Нет общества – нет проблемы. Сегодня, когда мы стоим перед демографической, социальной и духовно-нравственной пропастью, становится очевидным: нет механизмов возобновления человека – нет общества. Нет общества – нет духовности, нет трудовой жизни, нет экономики, наконец. В этой связи научный интерес к механизмам возобновления человека в семье более чем уместен. Он сегодня крайне необходим.

  1. Функции института семьи.

Функция биолого-репродуктивного возобновления общества включает в себя передачу следующему поколению репродуктивного здоровья, включающего не только способность к зачатию, но и таких важных способностей как:

— способность к вынашиванию плода в дородовой период;

— способность к собственно здоровым родам;

— способность к материнскому вскармливанию;

— способность к выхаживанию младенца и многие другие способности.

Проявления ущербности в биолого-репродуктивном здоровье общества сегодня связаны не только с общим экологическим неблагополучием, неблагополучием в питании, воде и воздухе, о которых  непрерывно извещают нас СМИ и с которыми нужно бороться государственными структурами и законодательными актами.

Значительную роль в возникновении и развитии  неблагополучия в этой сфере играют нарушения функций социального и духовного возобновления. Отцы и матери не понимают детей и внуков. А дети и внуки не могут принять социальный и духовный опыт отцов и матерей. Отсюда истоки преступлений родителей против детей, истоки отказа родителей от исполнения родительского долга, и соответствующая беспризорщина и детдомовщина. С другой стороны, дети и внуки не ценят опыт предков, не умеют его принять и осмыслить во всё большей степени. На наш взгляд, именно по причине отсутствия материнского и отцовского опыта у основной части наших российских семей развивается пренебрежительное отношение к своему репродуктивному здоровью.

Важнейшим недостатком является отсутствие каких-либо рекомендаций по сохранению и преумножению репродуктивного здоровья у детей в семье с раннего возраста. Прежде такого рода опыт и сведения передавались в семье от старших поколений к младшим: от отцов и дедов к сыновьям и внукам, от матерей и бабушек к дочерям и внучкам. Однако сейчас в силу известного разобщения поколений такой опыт во многом утрачен и утрачивается.

Таким образом, маховик разрушения запущен, но его нужно как можно быстрее остановить!

Функция социального возобновления общества заключается в формировании у каждого следующего поколения способности к индивидуальному труду, способности к коллективному труду, способности к разумному и социально ответственному действию, способности к защите семьи, своего дома и Отечества, способности постоять «за други своя» не только словами, но и реальными делами: силой, умением, военной сноровкой.

К сожалению, приходится констатировать сегодня в обществе общее отрицательное отношение к труду как таковому. Общественно-полезный труд не оценивается должным образом, а  многообразные  посреднические  отношения, неадекватная оплата трудовых затрат  девальвируют это понятие.

Между тем истоки позитивного отношения к труду закладываются в семье.      Особенно отрицательное отношение сформировано в общественном мнении к физическому труду. Последнее не может не вызывать тревоги у педагогов. Современными исследованиями показано, что монотонный физический труд (как и усердная молитва!) способствует развитию подсознания и, таким образом, развивает творческое мышление индивида. Именно таким трудом занималось всё крестьянство, а затем рабочее население страны. В ряде случаев такой труд признавался полезным и необходимым русской интеллигенцией (например, писателем Л.Н. Толстым).

Безусловно, изначально путём к освоению функций труда является совместный труд в семье. Во многих семьях этот труд можно видеть. Однако, не у всех. Сегодня в силу отчуждённости членов семьи друг от друга (родители на работе, бабушки на скамейках во дворах, дети играют в детских яслях или в детском саду, учатся в школе) совместный труд в семье подчас трудно реализуем. Это заставляет «продвинутых» родителей искать и развивать совместные интересы с детьми, участвовать в  общих занятиях и трудовых актах детей (например, в посадке деревьев). В этом отношении особенно полезной, на наш взгляд, является совместная работа с детьми по изучению истории своей семьи, рода, по сбору документов и архивных свидетельств, по изучению социального и духовного опыта предков.

Между тем, нередко в современной семье и вне её детям прививают нездоровый вкус к праздному образу жизни, отстранив от работы с помощью педагогически неграмотных и неадекватно сердобольных родных и близких, разлагающего телевидения, всякого рода развлекательных центров и т.д.. В результате, многие дети не могут сформировать в семье позитивное отношение к труду, приобрести навыки совместной работы с другими членами семьи, обрести способность к самостоятельному и систематическому труду. Как результат, они не умеют войти в трудовой коллектив, приобщиться к совместному коллективному труду с его обязательным разделением, к общественной деятельности. У таких детей не формируются ключевые фундаментальные потребности: потребность участия в общественном труде–деятельности, потребность самореализации в труде. Их потребность в самооценке и потребность в поиске смысла жизни не опираются на общественную потребность в труде.  Отсюда берёт начало общественная недееспособность личности: инфантилизм, неспособность и страх к принятию решений, неспособность к защите и себя, и семьи, и своего Отечества. Завершается фактическое разложение личности молодого человека психическими расстройствами, разными видами наркомании, преступностью.

Таким образом, если раньше мы с улыбкой смотрели на производственный лозунг: «Труд – лучший доктор!», то сегодня следует принимать его больному обществу (особенно молодёжи) в самых разнообразных формах и видах.

Функция духовно-нравственного возобновления общества заключается в формировании у каждого следующего поколения способности к сочувствию, сопереживанию и состраданию с другими людьми, с людьми разных поколений, способности к духовному объединению с гражданами своего трудового коллектива, артели, общины, своей страны, способности к сознательному и почётному самоотверженному служению своему Отечеству.

Уже с момента зачатия в будущем ребёнке начинает формироваться душа и духовность. Как показывают исследования, будучи в лоне матери он уже воспринимает ласку и заботу матери, нежность и готовность к самопожертвованию отца, их духовные взаимоотношения, и даже отношения родственников. После рождения эти процессы идут интенсивнее. Можно сказать, что зачатие и рождение ребёнка в добропорядочной семье, общение с ним являются началом и источником формирования в человеке духовности. При традиционном воспитании в нём последовательно формируются потребности сочувствия, сопереживания и сострадания близким. Возникает и развивается чувство любви, которое охватывает поначалу круг ближних, а затем уже и дальних, формируются потребности и способности к бескорыстному служению семье, роду, общине, всему обществу в целом. У личностей с развитыми чувствами, развитым подсознанием (что называется,  интуицией) активнее и полнее развиваются творческие способности, способности к искусствам и наукам. Во всех этих этапах развития русского человека 100 — 150 лет назад  чрезвычайную роль играло православное вероисповедание, внимание и участие церкви в жизни семьи. Знание «Закона Божьего», Заповедей, Канонов, забота о спасении своей собственной души давали путеводное направление развитию каждой личности.

К сожалению, в современных условиях найти образцы такого формирования личности чрезвычайно сложно. Мы уже привыкли к тому, что наши духовные пастыри, гении и герои  пробиваются «сквозь асфальт», не благодаря воспитанию или влиянию среды, а, зачастую, вопреки бессистемному воспитанию и жестокому влиянию безнравственной среды. Сегодня наша Русская Православная Церковь имеет возможность действовать только в узком секторе церковного прихода и воскресных школ при храмах. Введение «Основ православной культуры» в программы образования в школах сдерживается общим непониманием кризисной ситуации в духовно-нравственном воспитании, ревностью атеистов и других конфессиональных структур.

Сегодня общество не понимает опасности возникшей ситуации деградации в духовно-нравственной сфере (вне зависимости от конфессии) и последующей невозможности объединения граждан против возможного агрессора или геополитического противника. В этом плане ссылка на традиционную семейно-родовую культуру и её механизмы, действующие в обществе, наглядно и убедительно доказывает необходимость внедрения «Основ православной культуры». При этом общество в целом и каждый его представитель должны знать об основах традиционной семейно-родовой культуры, где православие несло основную регулирующую функцию. Таким образом, предмет «Основы семейно-родовой культуры» является тоже крайне востребованным и в соответствии с логикой восприятия учащегося должен предшествовать занятиям по предмету «Основы православной культуры» или плавно в них перетекать. В данном случае можно вести речь и о любой другой конфессиональной культуре.

Между тем, сегодня из-за отсутствия позитивной общегосударственной идеологической концепции по вопросам семейно-родовой и конфессиональной культуры процессы воспитания и образования пущены обществом на самотёк. Этим пользуются многочисленные шарлатаны от воспитания и образования. Не исключено управление этими процессами наших геополитических противников. В результате формируется крайне эгоистичное общество, неспособное к духовному развитию, духовному объединению, созданию гражданского общества, защите Отечества.

Особенно опасным является то, что индивидуумы – эгоисты неспособны ни к восприятию социального и духовно-нравственного опыта предыдущего поколения, ни к накоплению такого общественно значимого опыта, ни к передаче такого опыта следующим поколениям. Они не заботятся о продолжении рода, игнорируют традиционную семейно-родовую культуру, уничтожают тысячелетний духовный, нравственный и социальный опыт своих и чужих предков, способны даже на уничтожение государственности России из-за своих низких корыстных интересов и властных амбиций. Таким образом, обществу необходимо вернуть приоритет духовно-нравственных целей, качеств, способностей. И это можно сделать только, опираясь на семейно-родовую культуру, которая свойственна отдельным благополучным семьям.

Итак. Сегодня политические спекулянты, разного рода вырожденцы и другое многоликое жульё умышленно подвергают поруганию и уничтожению наши  духовные ценности, чтобы было проще растаскивать по своим кошелькам и заграницам общенародное достояние. Особенному и весьма наглядному давлению подвергается семейно-родовая культура. Изменение сексуальной ориентации части молодёжи, открытая проституция, приоритет сексуальных потребностей, смена пола, свободное сожительство, отказ отдельных женщин и мужчин в выхаживании и воспитании своих детей, и многое-многое другое показывает на крайнее неблагополучие уже в исполнении институтом семьи своей первой функции — функции биолого-репродуктивной преемственности поколений. В новом поколении сегодня формируется новый тип граждан, лишённых не только социального и духовного опыта предыдущих поколений, не только с отсутствием какого-то своего социального и духовного опыта, но и лишённого возможности передать потомкам здоровое генетическое наследие предков. Будущая гибель такого общества легко прогнозируема и государственные институты должны принимать все  меры для изменения ситуации.

   Исходя из вышеизложенного, традиционная семейно-родовая культура общества должна быть сегодня признана  национальным достоянием и защищена всеми доступными способами от разрушения, от посягательств и оскорблений.

Актуальность данной проблематики должна быть доведена до всех ветвей власти, до всего общества через СМИ и приняты соответствующие меры. Среди последних вполне уместно применение и запретительных мер, в том числе и мер уголовного преследования. Ценности и права индивидуума должны гармонично сочетаться с  ценностями и правами института семьи и семейно-родовой культуры.  Во множестве случаев сегодня права индивидуума должны определяться и ограничиваться ценностями и правами семейно-родовой культуры и института семьи. Обществу должна быть предложена новая концептуальная идеология общественного развития, в которой духовным механизмам взаимодействия и семейно-родовой культуре должно быть придано основополагающее значение.

Следует заметить, что в сегодняшних непростых обстоятельствах общество, практически стихийно, пытается вернуться к  ценностям семейно-родовой культуры, состраданию судьбам предков, покаянию перед свершившейся исторической несправедливостью. Сегодня архивы заполнены страждущими, желающими найти свои родовые корни, реальные следы жизни и деятельности предков. Архивисты и генеалоги активно помогают им в поиске документов и составлении родословий. Создаются пособия по архивной работе, образованию и воспитанию в аспекте изучения и освоения традиционной семейно-родовой культуры в семье, в образовательных учреждениях. Таким образом, налицо духовно-нравственная и благотворная потребность общества в том, чтобы найти и возродить те первоначальные источники русской цивилизации, которые были выработаны предыдущими тысячелетиями истории – «животворящую» семейно-родовую культуру единого великого русского народа.

В заключение следует сказать, что Центр семейно-родовой культуры «Родовая семья» на общественных началах ведёт концептуальную и широкомасштабную работу в этом направлении, но постоянно ищет помощников и преемников в лице государственных научных структур, которым готов передать свои наработки.  До тех пор пока такие структуры не появились и не взялись за данную проблематику, центр нуждается в развитии и безусловной поддержке со стороны  общественных организаций, органов образования и воспитания, региональных правительств и администраций всех уровней.

Мы примем любую помощь от меценатов, коллег и патриотически-настроенных граждан, озабоченных проблемами семьи, семейно-родовой культуры и православного вероисповедания, стремящихся к возрождению России не пустой болтовнёй, а конкретным делом. Обращайтесь по тел. +7.916.424-47-46, электр. адрес: a.c.shurinov@mail.ru, к Шуринову А.С..