Доньшин А.Ф. «Духовное развитие современного общества»

Доклад на научно-практической конференции «Новые подходы к межведомственному взаимодействию в реализации стратегии государственной антинаркотической политики России 2020», г. Коломна, 2014 г.

Уважаемые участники конференции!

                       Уважаемые коллеги!

                       Уважаемые гости!

                   Духовная сущность человеческой природы, охватывающая все стороны ее жизни, никогда не была в поле зрения междисциплинарных научных исследований. Многие тысячелетия область знаний о природе человека была настолько невелика, что не позволяла ученым в ней состыковать составляющие природы и природы человека. И все-таки человеческий разум не оставлял эту природу человека в стороне, накапливая нужный опыт.

Сегодня в арсенале отечественной науки достаточно открытий, чтобы на научной основе подойти к проблеме духовного развития. Решение этой проблемы может состояться на основе научной концепции «Духовного развития и воспитания». Участие в разработке этой концепции должны принять высококвалифицированные специалисты, обладающие ученой степенью. В этот состав должны войти: представители науки, физиологии, биологии, химии, психологии, нейрофизиологии, молекулярные биологи, экономисты, правоведы, демографы, биофизики и те кто причастен своей деятельностью к природе человека.

На основании разработанной Концепции духовного развития и воспитания должен быть и проект по ее реализации. Разработку проекта поручить системным дизайнерам, владеющим современной методологией проектирования.

Но этому делу нужно придать общественный резонанс, чтобы убедить общество в объективности и необходимости проведения этой широкомасштабной стратегической и важной работы. Это в корне изменит и экономическое положение в стране, и позитивное отношение к человеку.

На данный момент по своей сущности духовное развитие является принадлежностью двух ведомств: Министерства образования и Министерства культуры. Эти два ведомства не сориентированы на этот вид деятельности.

В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» принятого Государственной Думой 21 декабря 2012 г. не выделено направление духовного развития и воспитания отдельным пунктом в Общем положении. И в «Положении о Министерстве культуры Российской Федерации», утвержденном Правительством России № 590 20.07.2011г. не предусмотрена координация по осуществлению духовного развития российского общества. Следовательно, эти два ведомства не будут планировать научные изыскания на проведение соответствующих работ.

Сейчас новое время, ставит, и новые задачи для достижения и реализации Духовного развития и воспитания в России. На этот счет, разработанная  концепция проектирования оптимальной модели духовно-нравственной природы со всеми составляющими природы человека и механизмами духовной и материальной культуры, позволит придать существующему общественному формату замену старых механизмов, потерявших свою эффективность в мировой цивилизации.

Концепция системы проектирования «Духовного развития и воспитания» отражает общую со всеми стадиями форму эволюционного развития общества, как социально-биологическое единство. И она обретает, естественно, государственный характер и обеспечивает взаимодействие и органическое слияние существующих научных достижений, и их использование в проектной практике. Она и отражает все виды фундаментальных, прикладных научно-экспериментальных работ.

Эта работа по своему характеру междисциплинарная, и может быть обеспечена в том случае, если в роли заказчика и ее финансирования выступит Правительство Российской Федерации. Эту работу можно провести на базе муниципального образования города Коломны, придав городу статус федерального уровня.

В этом проектном процессе человек высвечивается со всех сторон, с учетом его душевных, интеллектуальных и физических возможностей. И здесь не нужно доказывать важность основополагающих аспектов жизнедеятельности населения муниципального образования, среди которых — здоровье, образование, занятость и качество трудовой жизни, досуг и отдых, потребление товаров и услуг, состояние окружающей среды, личная безопасность. Все эти и другие факторы являются ключевыми и требуют всестороннего учета в процессе проектирования. Было бы упрощенным думать, что уже на муниципальном уровне такая сложная проектная задача не заключает в себе реальных противоречий. Они связаны с необходимостью оптимизации и выработки решений посредством примирения противоречий и достижений компромиссов, а также и с человеческим фактором, когда сталкиваются убеждения и подходы разных людей из разных областей знания. На всех стадиях проектирования выявление нового может заключать в себе конфликт и противоборство, поэтому очень важен сценарный подход к обсуждениям и четкие технологии снятия напряженностей в процессе принятия решений. К процессу проектирования должны быть подключены профессиональные специалисты – антропологи, психологи, молекулярные биологи, биофизики, химики, нейрофизиологи, и другие специалисты, причастные своей деятельностью к природе человека.

В этом процессе проектирования должны быть:

1. Аналитики, умеющие максимально четко формулировать исходную ситуацию в социальной сфере: экономической, финансовой, психологической, правовой, экологической, образовательной и т.д.

2. Специалисты по прогнозированию развития всевозможных последствий принятия решений. Такие специалисты должны обладать базовыми знаниями в области математики, статистики, социологии и прогнозирования.

3. Специалисты в конкретных областях знаний, которые бы выполняли троякие функции: а) были бы консультантами специалистов по прогнозированию, б) участвовали бы в генерировании идей, в) выполняли бы на завершающем этапе функции оппонентов.

Деятельность по разработке государственной программы проектирования модели муниципального образования, включающей как основную духовно-нравственную сущность, должны состоять из четырех основных этапов.

1.​ Аналитическая работа, выполняемая аналитиками.

2.​ Выработка направлений и блоков проектирования муниципального образования.

3.​ Генерация идей по выделенным направлениям, осуществляемая специалистами по прогнозированию, формулированию задач и поиску решений совместно со специалистами в конкретных областях знаний. На данном этапе идеи второго этапа, как правило, приобретают реальные очертания.

4.​ Критическая оценка полученных идей и решений, выполняемая конкретными специалистами, имеющими склонность не только к генерации идей, но и к критическому осмыслению полученных решений.

Только по результатам проектного процесса можно иметь целостность по форме и содержанию оптимальной модели общественного формата страны,

В этой модели духовность займет свое надлежащее ей место, как и другие составляющие природы и природы человека.

Сейчас мне остается только попросить оргкомитет научно-практической конференции принять мой доклад во внимание, и придать ему зеленую улицу, как в пределах города Коломны, так в средствах массовой информации, и на уровне Правительства Московской области, Правительства России и Российской академии наук.

Спасибо за внимание!

Член-корреспондент

Петровской академии наук и искусств,

Анатолий Доньшин.