Оранская Августа Васильевна

ФОТО ОРАНСКАЯ

Родилась 1 августа 1925 года в Ярославской области. С 1930 г. живу в Москве.
Образование: Московский государственный педагогический институт им. В.П. Потемкина (1953). Стажировалась в Государственном академическом Большом театре по росписи костюма, ткани и декораций под руководством художника В.Ф. Рындина. Преподавала в школе и художественной студии.
Член Творческого союза художников с 1996 г., Международного Художественного фонда с 2009 г. Постоянный участник выставок, в т.ч. ЦДХ, Центральный музей Н.К. Рериха, галереи и выставочные залы Москвы; три персональные выставки в Музее Н.К. Рериха. Работы находятся в Музее Н.К. Рериха, в частных коллекциях в России, Финляндии, Швеции, США, Франции. В 2015 году вышел альбом живописи Августы Оранской и Дмитрия Небогатова. В книгу вошли и мои стихи.
Во время войны чуть не погибла вместе со своей семьей, когда в наш дом попала немецкая авиационная бомба. Квартира была разрушена, но нам чудом удалось спастись.
Высшее учебное заведение, художественно-графический факультет Московского государственного педагогического института им. В.П. Потемкина окончила после войны, в 1953 году. К тому времени я была уже замужем за В.П. Оранским, инженером-металлургом, любителем музыки, гитаристом и пианистом, горнолыжником-спортсменом.
После окончания института была распределена в Читу, но в итоге Читу заменили Сыктывкаром. Там было немало сосланной интеллигенции. Ссыльные меня спрашивали: «А Вас за что?» Столь далеким распределением я была обязана своей общительности: общалась в кругу польских дипломатов в Москве. В Сыктывкаре некоторое время преподавала, а потом мне посоветовали написать заявление о том, что я не получила жилье по месту работы. Таким способом я вернулась в Москву, где стала жить в семье мужа. По возвращении прочла в газете объявление, что объявлен конкурс в мастерские Большого театра. Конкурс успешно прошла и полтора года стажировалась в Государственном академическом Большом театре по росписи костюма, ткани и декораций под руководством известного театрального художника В.Ф. Рындина. Я высоко оцениваю время стажировки в Большом театре, мое общение с Майей Плисецкой и другими выдающимися артистами. Но после стажировки меня не оставили работать в центральном театре СССР, сказали, что я могу работать в любых театрах, кроме Москвы и Ленинграда. Но мне было все равно, самое важное для меня было то, что удалось вернуться, даже не работая в театрах Москвы, я жила рядом с мужем, человеком интеллигентным, культурным, ярким. Брак с ним продлился до его смерти, 50 лет.
Я всегда работала для души как художник. Изредка выставлялась на коллективных выставках художников в Домах культуры, в кинотеатрах столицы. Преподавала в интернатах, школах, организовывала кружки, студии. Я член Творческого союза художников с 1996 года, Международного Художественного фонда с 2009 года, хотя к тому времени я уже давно была настоящим профессионалом.
Мой ранний период характеризуется более сдержанной цветовой палитрой. Но в 1989 году жизнь резко изменилась. Я встретила молодого художника Дмитрия Небогатова, с которым создала прочный жизненный и творческий союз. Часто принимаю участие в выставках совместно с Дмитрием. У меня было три выставки в Центральном музее Н.К. Рериха и во многих и многих галереях, выставочных залах Москвы, в Музее Ар Деко. Холсты мои хранятся в частных коллекциях в России, Финляндии, Швеции, США, Франции.
Тема моего творчества часто становятся лица Серебряного века: Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Зинаиды Гиппиус, Веры Комиссаржевской. Однако немало и портретов моих современников. Мне намного важнее сам процесс творчества, ощущение, чувство холста и кисти.
В 2020 году за заслуги в сохранении, развитии и популяризации российской художественной культуры и искусства и в связи с юбилеем, 95-летием я была награждена званием «Почетный деятель искусств России». Награду вручили Почетный президент Международной академии современных искусств Николай Седнин и вице-президент Международной академии современных искусств Татьяна Панич.