3-15 марта 2015 г. 3-я выставка «Весенняя симфония. 70 лет Победы»

«РАССВЕТ ПОСЛЕ ВОЙНЫ»

Традиция – хорошее дело, но традиция не появляется из ничего. Нужна интересная идея и долгий кропотливый труд над тем, чтобы мысли были облечены в реальность. К примеру, выставка «Весенняя симфония», которая вот уже в третий раз открылась в Библиотеке искусств имени А.П. Боголюбова.

Тема романтическая. Весна будоражит чувства у любого человека, а уж у художника тем более. Он, правда, находится в более выигрышном положении: нахлынувшие от нагретой солнышком матушки-земли чувства благодаря мастерству живописец или график излагает своим языком на бумаге или холсте.

А в этом году «симфония» сочинена художниками, членами Московского отделения ПАНИ, с особенным колоритом, ведь на афише к обычной теме выставки добавлено: «…70 лет Победы», и поэтому нашим академикам пришлось пораскинуть мозгами, как сказать средствами изобразительного искусства слова благодарности тем, кто выковал Победу над мощным сильнейшим врагом – фашистскими полчищами, уничтожив не только их, но и антигуманную коричневую идеологию.

На подиуме Розового зала Библиотеки искусств имени А.П. Боголюбова – портрет ветерана Великой Отечественной войны, музыканта и коллекционера  Валентина Аркадьевича Лебедева. Сильная работа. С какой любовью к этому заслуженному человеку написан образ фронтовика! На груди – медали и ордена. В глазах – задумчивость и сосредоточенность. А ещё красота. Те, кто прошёл через горнило войны, как-то по особенному одухотворены: они не зря прожили жизнь, посвятив её борьбе со страшным явлением.

В портрете ветерана легко узнать почерк признанного мастера этого жанра заслуженного художника России, академика ПАНИ Бориса Дмитриевича Клементьева. Он окончил Российскую академию живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, и его работы отличаются глубоким психологическим содержанием. Модели всегда узнаваемы.

«Букет, освещённый солнцем» — в этой работе Борис признаётся в любви естественной красоте: на столике стоит ваза с полевыми цветами. Зритель почти физически ощущает их аромат и веяние ветерка на веранде, куда принесли только что сорванные на поле цветы…

«Рассвет после войны» Омара Годинеса, этнического кубинца, но так долго живущего в нашей стране, что он пропитался российской культурой, историей, традициями. Правда, война – она везде война, и состояние, например, испанца, прошедшего через это испытание, вряд ли чем-то будет отличаться от состояния русского человека, когда он вернулся с фронта и наутро увидел рассвет. Омару удалось создать то настроение… Темные силуэты домов, ещё не совсем проснувшихся, и падающие на стены первые лучи восходящего солнца – это и есть надежда на лучшее. Человек живёт только этим…

Симфонию весны талантливо написали Елена Стёпина и Юлия Смирнова. Они используют не бумагу и не холст, а натуральный шёлк. Роспись Юлии Михайловны отличается фотографической точностью интерпретации облика оригинала, в роли которого выступили маки и пионы. Её работы выгодно смотрятся на розовой стене, поскольку они – в золотой раме – именно так оформляли французские импрессионисты, выставляя свои работы в розовых залах. Так возникла традиция…

Елена Стёпина показывает батик из серии «Золотое Кольцо России» — «Ростов Великий». На шёлке средствами холодного батика написана ода древнему красивому городу.

И другие участники выставки следуют общеизвестной ассоциации весны с цветами. Елена Зеленчева в очередной раз удивила классической манерой изображения этого мира: «Розовый блюз» и «Добрая весть» составили своеобразный диптих из роз и лилий, изысканно оформленных в паспарту. «Розовый блюз» в Розовом зале прозвучал особенно изысканно…

— Мне кажутся очень сильными работами творения моего ученика, — сказал на открытии выставки известный художник из Одессы Степан Иванович Химочка, — Пётр Цветков поднялся на такой уровень, когда можно говорить об удачных поисках своего стиля.

«В саду жёлтые розы» и «Тюльпаны в вазе» вызывают желание устроиться где-нибудь на уютной веранде и вдыхать полной грудью запахи лилейника, роз и клематиса.

Кстати, Пётр Цветков выразил желание влиться в ряды ПАНИ. И нынешняя выставка – первая, в которой он участвует наравне с теми, кто уже не первый год пропагандирует русское искусство от имени академии.

Наталья Баженова находится в творческой командировке за границей, но без её работ выставка не обошлась: супруг Валерий привёз три полотна, которые, безусловно, украсили экспозицию и привнесли в неё особый оттенок философичности. «Орфей и Эвридика», «Смятение» —  названия картин, написанных в лёгком динамичном стиле, говорят сами за себя.

Лариса Васильева сочиняет фантастические рассказы о Вселенной. Её аванградные решения темы океана («Цветущий океан») и водной стихии («Аквашельф») завораживают и восхищают смелостью мастера.

Выставка состоялась. Она первая, когда в день её открытия не проводится собрание Московского отделения. Художники хорошо поработали в течение трёх часов над созданием экспозиции, а потом сели и поговорили. О разном. В ткань вечера органично вплелась музыка в исполнении учащихся музыкально-хоровой студии Дома детского творчества «Созвездие»: Василисы Юрченко и Алисы Барели. Алиса занимается фортепиано четвёртый год у известного педагога Ольги Ботвиной. Девочки прекрасно сыграла «Танец из Йольстера» Эдварда Грига.

Открытие выставки проходило во Всемирный день писателя, так что первоклассница Василиса Юрченко преподнесла руководителю секции «Литература» МО ПАНИ поэту автору 12 книг Владу Красноярскому и художнице Елене Зеленчевой, издавшей несколько сказок, музыкальный подарок: «Вальс» Людвига Ван Бетховена и «Дождь и радуга» Сергея Прокофьева. Академики наградили девочек аплодисментами.

Владимир КУЗНЕЦОВ

 

image-29 IMG_8539  IMG_8600 IMG_8609

IMG_8545