Влад Красноярский «ПРИНОШЕНИЕ ПАМЯТИ ПЕТРА ВЕЛИКОГО»

С Петра Великого началось восхождение России на новый, интеллектуальный уровень – он основал нашу академию в 1724 году. Его стремление к просвещению народа – вот что читается в многокомпонентной композиции Омара Годинеса «Правнук арапа Петра I». Евгений Окиншевич поёт оду Петру, покорителю морских пространств. «Паруса Петра» — в них ощущается та лёгкость, с которой рифмуется водная стихия, простор, воля, свобода. Историческая сущность личности Петра интересна Игорю Лозинскому («Встреча с зодчими»). Галина Семиглазова создала эпическое, по сути, произведение углём на бумаге «Я знаю: город будет!» – оно о силе характера человека.
Модель памятника «Юность Петра» сделал Ростислав Кобзев. Работу сына прокомментировал его отец Сергей Кобзев, художник-монументалист, основавший музей в Ладоге «Путь русской славы».
Ольга Иванова-Мерер не преминула признаться в любви городу на Неве, рассказав об изящном «Поцелуевом мосте», и о «Шхуне «Балтиец» на набережной лейтенанта Шмидта». Пётр Овченков написал вполне реалистическую картину «Крепость «Орешек», и она трогает русского человека до глубины души истоком Невы, видом на Ореховый остров, своей перспективой с башнями и небом. Здесь и прорубил Петр окно в Европу.
Этот мотив звучит и в работе Валерия Чурилова. Композиция решена по-театральному декоративно: здесь есть и занавес, символизирующий то самое окно, и Петр Великий, стоящий как будто у рампы с топором на плече, а на заднике – восход ярко красного солнца. И в «Дождливом вечере» Надежды Лебедевой, и в ее спящем городе видится тонкая, изящная, трогательная душа автора.
«Петергоф» Августы Оранской относит нас к 1710 году, когда была возведена парадная загородная резиденция императора. Символами той же атмосферы наполнено полотно Дмитрия Небогатова «Петербургские грёзы».
«Портрет невесты Ибрагима, арапа царя Петра I» Киры Гавриловой — женский образ светел, и он находится в ореоле света. Картина Искана Ильязова «Окно в Европу. Все флаги в гости будут к нам» – в жанре абстракции. Она рождает многочисленные ассоциации. С ней перекликается картина Петра Цветкова о раннем предрассветном Петербурге. Силуэт города, ещё расплывчатый, проглядывает подобно солнцу сквозь воздушный слой атмосферы. Татьяна Рудановская представила интересную монотипию «Думы Петра», а Татьяна Боржиевская — портрет императора, и он не похож на известные изображения Петра Великого. Надежда Сапунова во время творческой поездки на Камчатку написала этот сюжет «Обряд очищения». При Петре была организована первая экспедиция на этот полуостров во главе с Витусом Берингом.
Приношения памяти Петра Великого – диптих Юрия Лютера: «Северная война» и «Император Всероссийский» — обе работы написаны маслом по левкасу и оформлены в авторские рамы из дерева и бронзы. Монументальные творения – и размерами, и смыслом.
Дизайн и вёрстка – Николай Третьяк, академик ПАНИ nt7209@ya.ru

4 ПОЛОСА