Международному женскому дню посвящено. Портрет женщины как отражение ее мира

В Библиотеке №6 имени В. В. Вересаева, в галерее «Живая жизнь» в преддверии Международного женского дня открылась выставка художников, членов Петровской академии наук и искусств.

Она посвящена прекрасной половине человечества.

— Не было ни одной экспозиции, которая концептуально повторяла бы уже прошедшую выставку, — говорит директор библиотеки, академик ПАНИ, Ученый секретарь МО ПАНИ Светлана Жуликова, — каждый раз мы совместно с куратором проекта, вице-президентом ПАНИ, 1-м заместителем руководителя Московского отделения академии В. С. Кузнецовым предлагаем коллегам новые идеи по тематике коллекций, и всегда у нас получается эксклюзивная выставка, на которой мастера изобразительного искусства удивляют своими подходами к воплощению темы на бумаге, картоне, холсте или бумаге.

Сейчас здесь – выставка женских портретов.

2 ¦Ю¦б¦в¦а¦Х¦Э¦Ю¦Ъ ¦Ш¦Э¦Э¦Р ¦Э¦Ш¦Ъ¦Ю¦Ы¦Р¦Х¦Т¦Э¦Р

Борис Клементьев. Портрет Инны Николаевны Остренок

 

«Ты сегодня – королева» — так она названа — по строчке из стихотворения Владимира Кузнецова, которое он посвятил дорогой его сердцу Инне Николаевне Остренок. Её портрет был предоставлен на выставку сыном Леонидом Ильичом Остренок. Автор работы Борис Клементьев сумел в изображении Инны Николаевны передать ее красоту, душевность и оптимизм. Ее не стало 17 ноября 2021 года, но, глядя на портрет, который ей очень нравился, чувствуешь, что она как будто бы присутствует в галерее и своим взглядом одобряет решение показать ее портрет москвичам, посетителям выставки.

1 ¦Ъ¦Ы¦Х¦Ь¦Х¦Э¦в¦м¦Х¦Т. ¦а¦г¦б¦б¦Ъ¦Р¦п ¦Ь¦Р¦в¦м.

Борис Клементьев. «Русская мать» (Портрет Анны Афанасьевны Кузнецовой)

 

И еще одна работа Бориса Клементьева впечатляет умением художника рассказать средствами графики о характере человека, — речь о созданном за два дня до открытия выставки портрете «Русская мать» — так назвал Борис Дмитриевич работу, «сочинённую» по фотографии, а на ней – Анна Афанасьевна Кузнецова, мама Владимира Семеновича. Ее нет на Земле уже 37 лет, но она не уходит из сердца поэта, который посвятил ей поэму «Мама», и это чувство безмерной, неизбывной любви сына «читается» на картине Бориса Клементьева. Он и сам как сын относится к своей маме с большим почитанием. Разве может быть иначе?

«Проявление» — так назвал мастер изображение Натальи, дочери нашего академика, писательницы, члена Дворянского собрания Москвы Елены Михайловны Глазковой. Графика. Бумага, приглушенная пастель, сепия. Просто, лаконично, но весьма выразительно. «Волшебная барышня» — а здесь автору потребовалась яркая пастель, чтобы передать характер модели, легкий, воздушный, беззаботный.

Борис Клементьев, которому 24 февраля присвоено учёное звание профессора изобразительного искусства, – признанный мастер портретного жанра, и в его галерее – изображения известных личностей России, в частности, народного артиста СССР, композитора, почётного академика ПАНИ Евгения Дмитриевича Доги, народной артистки РФ Валентины Толкуновой. Ему позировали и ветераны войны, а также врачи, поэты и служители Русской православной церкви.

¦а¦Ю¦Ф¦Ш¦Э¦Р

Татьяна Родина. «Женский портрет»

 

С высокой степенью изысканности рассказывает о своей модели Татьяна Родина, член-корреспондент ПАНИ. Для «Женского портрета» ей позировала В. Малышкина, сотрудник Химкинской картинной галереи имени С. Н. Горшина, где и находится работа, а для выставки автор сделала постер, как в случае и с другой картиной «На даче», которую вполне можно отнести к жанровой работе: на ней запечатлен момент чаепития девушки, сидящей за столом у самовара на фоне распахнутой двери. Мысли обуревают юную головку, украшенную венком из ярких цветов. Глаза «говорят» о том, что их обладательница мечтает. О чём-то своём, девичьем, сокровенном…

IMG-20220221-WA0015

К жанровости тяготеет и работа «Обряд очищения. Камчатский Алхалалай» Надежды Сапуновой, члена-корреспондента ПАНИ. В названии – и событие, и место: к национальному празднику ительменов, коренных жителей полуострова, проводится большая подготовка, как и у нас, русских, перед Пасхой мы убираемся в доме, а у них, к тому же, разводят на улице костры, а его огонь и дым, по версии местных жителей, обладают очистительной силой. Вторая работа

Надежды Ивановны – в духе времени – «На удалёнке»: девушка сидит за компьютером и выполняет задания своего босса. Вот уж где раскрепощенность линий! Художница обладает талантом выражать свое отношение к тому, что изображает, не задумываясь об его идентичности с реальностью.

19 ¦и¦Р¦У¦Ш¦Э¦п¦Э

Ашот Шагинян. «Армянка. Портрет Кристины Авагян»

 

И опять о жанровости, которую, кстати, теперь редко встретишь в галереях. Ашот Шагинян, член-корреспондент ПАНИ, и его «Одинокая»: старушка на крыльце своего дома, стены которого осыпаются, кормит голубей. Вроде как незатейливый сюжет. Но он вызывает чувство сострадания к женщине, у которой никого из близких не осталось. Иные чувства испытываешь у портрета «Армянки. Кристины Авагян»: девушка на фоне гор в национальном наряде и украшениях, сдержанная, гордая и прекрасная. Ей в ответ хочется улыбаться

¦¦¦-TАTБ¦¦¦¬¦¦

Николай Горский-Чернышёв. «Юная модель»

 

«Юная модель». Николай Горский-Чернышёв. Позируя известному художнику, она немного смущена, но не хочет выдавать своих чувств. Это же просматривается в «Татьяне» (вторая работа). Оба портрета, на первый взгляд, решены в традиционном реалистическом стиле, это так, однако почерк автора, благодаря свободе линий, нельзя спутать с манерой письма какого-то другого мастера. У Николая Горского-Чернышёва «работают» на создание образа каждая деталь, каждый штрих, каждый оттенок краски.

6 ¦У¦Ю¦Ы¦л¦и¦Х¦Т

Александр Голышев. «Лена»

 

Два холста академика, доцента кафедры живописи Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова и ВГИКа Александра Голышева: «Дама в зелёной шляпе» и «Лена» — абсолютно разные характеры: дама всем своим видом даёт знать о своём

превосходстве над окружающими, а Лена, наоборот, — воплощение стеснительности и неуверенности. Разные женщины. Но разве бывают одинаковые?

В коллекции Елены Глазковой – ее портрет, принадлежащий кисти Натальи Баженовой, манера которой легко узнаваема, понятна и красива. Работа вызвала живой интерес у зрителей, и она отмечена многими посетителями в Книге отзывов.

На всех моно-портретах зритель не может не заметить глаз: они выразительные, «говорящие», любопытные, задумчивые, грустные, – опять же — разные.

13 ¦з¦г¦а¦Ш¦Ы¦Ю¦Т ¦Я¦Ю¦а¦в¦а¦Х¦в ¦Р¦Э¦Р¦б¦в¦Р¦б¦Ш¦Ш ¦г¦в¦Ю¦з¦Ъ¦Ш¦Э¦Ю¦Щ

Валерий Чурилов. «Солнышко»

 

О «Кубинской мадонне Марии», портрете, написанном академиком Валерием Чуриловым для 3-го Международного художественного конкурса «CUBA VIVA» год назад. Выставка по результатам конкурса пока не состоялась: она должна была пройти в зале Института латинской Америки РАНИ, а он для мероприятий из-за ковидной истории был долгое время закрыт. Валерий Тимофеевич написал портрет нашего академика Марии Вальдес Одриосола, весьма удачно найдя способ подчеркнуть ее самодостаточность, талант художника и колорит кубинки. Для этого ему потребовались яркие краски, как и при создании портрета «Солнышко», на котором – сотрудник библиотеки Вересаева Анастасия Уточкина.

Предельно лаконично нарисовал Юрий Лютер (член ПАНИ) «Химчанку». Линии простым карандашом – и только, но зритель видит в этом рисунке женщину, унаследовавшую и внешние черты, и духовное содержание от своих православных предков.

Алёна Мак не состоит в нашей академии, но ее работа имеет отношение к ПАНИ: художница создала образ с помощью карандаша, и в нем легко угадывается модель – ученый секретарь МО ПАНИ, академик и лауреат премии академии имени Н.А. Некрасова Светлана Николаевна Жуликова, чертами характера которой являются ответственность, красота и доброта души.

На выставке есть работы и самодеятельных художников, которые хорошо вписались в концепцию выставочного проекта: Ольга Тютикова создала портретный образ своей мамы Людмилы Юрьевны Колгановой (член-корр. ПАНИ) и назвала его «Нежность», подчеркнув тем самым особую черту характера мамы, воспитавшей вместе с мужем Виктором Николаевичем Киселевым (академиком, профессором ПАНИ, известным композитором) четырёх дочерей и трех сыновей, причем одна дочь и один сын были приёмными. Ольга – старшая дочь, и у нее, безусловно, есть способности к рисованию.

К кубинскому конкурсу подготовилась, написав «Кубинский танец», и Тамара Кротова, член-корреспондент ПАНИ — получился динамичный, сочный, пластичный сюжет. Тамара Михайловна принесла рисунок художника Дотько (имя неизвестно), который сделал шарж на ее дочь Ангелину.

Специально для нашей выставки Ирина Никитина придумала триптих «Женщины мира» как единый рассказ о девушках, отличающихся друг от друга цветом кожи, к тому же в их облике есть элементы, благодаря которым автор делает акцент на национальную принадлежность моделей. Все они загадочны, обворожительно красивы и горды. Голову славянки украшает венок из сказочных цветов. Азиатка – с ярко-красным цветком в волосах, а темнокожая девушка – в чалме и с огромными серёжками в виде колец.

21

Зоя Кочеткова (Поплавская). Изделия декоративно-прикладного искусства и портрет «Младшая дочь» Н. В. Лысова

 

В академии высоко ценят труд на благо ПАНИ и России Зои Николаевны Кочетковой (Поплавской), которая пишет замечательных стихи, и на этом диапазон ее творчества не заканчивается: она «сочиняет» куклы и предметы домашнего обихода (в миниатюре). Легкие, воздушные, яркие куклы не могут не привлекать внимания.

Зоя Николаевна заимствовала тяготение к искусству от своего отца Николая Васильевича Лысова, известного живописца, который жил и творил в Подмосковье. Дочь занимается популяризацией его творчества. На 11-й выставке к Женскому дню в прошлом году она представила свой портрет кисти отца «Старшая дочь», а сейчас – портрет младшей. Чтобы он оказался на выставке, ей пришлось совершить дальнюю поездку (к сестре).

И еще один из почивших мастеров представлен на выставке – Александр Иванович Горленко. На живописном портрете, кстати, самом большом в экспозиции, изображена в классическом стиле Надежда Владимировна Дмитриева, директор Департамента культуры Дворянского собрания Москвы. Она присутствовала на открытии выставки и дала высокую оценку проекту, подчеркнув «разнообразие женских образов».

IMG_20220301_180511

Как всегда, вернисажи у нас плавно перетекли в Литературные чтения.

Роза Шорникова, член-корреспондент ПАНИ, выступила с литературно-музыкальной программой «Сто зеркал», в рамках которой лауреат премии Союза писателей России «Золотая осень» имени С.А. Есенина и премии ПАНИ имени Н.А. Некрасова представила свой стихотворный сборник «Водоворот».

Она прочитала стихи: «В новый год», «Вновь иду по тонкой полосе», «Березовая роща» — а также исполнила удивительно мелодичную песню «Ангел мой». И в песне, и в стихотворениях автора затронуты темы жизни во всех её проявлениях: тема хрупкой женской души, чутко реагирующей на мир вокруг; тема непобедимого духа и подлинной любви к Отчеству; тема прощения. А эмоция, с которой поэт их прочла, и теплота в её голосе нашли отклик в душах слушателей.

В завершение вечера выступил победитель Международного конкурса чтецов Петровской академии наук и искусств «Читаем русскую классику», слушатель школы журналистики ДДТ «Созвездие», 8-классник 4-й гимназии Алексей Мкртычян. Юный мастер художественного слова с большим чувством прочел стихотворение С. А. Есенина «Разбуди меня завтра рано».

 

IMG_20220301_184657

С праздником двух искусств – изобразительного и литературного – поздравил коллег по академии Валерий Алексеевич Максимов, доктор медицинских наук, заслуженный деятель наук РФ, заслуженный врач России. Он удостоен премии ПАНИ имени Н. И. Пирогова и награжден медалью «За верность России»:

— Я признателен за столь высокую оценку моего труда. Намерен еще многое сделать для процветания России.

Влад Красноярский, фото Владимира Полторжицкого

 

1TМ

Участники открытия выставки и Литературных чтений в библиотеке имени В.В. Вересаева