ПУТЬ НАТАЛЬИ БАЖЕНОВОЙ

29 января — день рождения художника

За добрых три десятка лет моего общения с художником Натальей Баженовой, казалось бы, должно сложиться, устояться, сформироваться мнение о ней как о мастере изобразительного искусства со своим взглядом на подходы к изображению мироздания и всего, что составляет его сущность.

Всё не так просто. Пожалуй, правильнее будет воспроизвести образ творца в его развитии. Вот она студентка художественно-графического факультета Московского педагогического института имени В. И. Ленина. Наташа наполняет своё мироощущение богатым опытом больших мастеров живописи. И уже в этот период сказывается её страсть к кипучей деятельности. На втором курсе она решила преподавать в студии «Радуга» Дворца культуры «Родина», занятия в которой она сама посещала перед тем, как поступить в вуз.

И тогда, и сейчас на мастер-классах в своём подрезковском доме Наталья Алексеевна не ставит задачу: взять за ручку человека, жаждущего стать художником, и ввести его в мир искусства по своей проторённой тропинке. Нет. Она сторонница системы свободного обучения творчеству, которую разработал советский и российский живописец, педагог в области психологии художественного образования и воспитания Б. М. Неменский. Баженова не была бы Баженовой, если бы она чётко следовала рекомендациям пусть и авторитетного художника и педагога. Она постоянно в поиске новых методик. И на этом пути Баженовой помогает её гиперкоммуникабельный характер: она свой человек в домах творчества многих европейских стран, и из каждой творческой командировки художник привозит домой не только массу впечатлений, но и понравившиеся ей новые приемы работы над картиной и способы проникновения в творческий процесс.

Раскованность и удовольствие – вот что, по Баженовой, является непременным условием вхождения в мир изображения.
— Атмосфера, в которой человек приобщается к живописи, — считает она, — сильнее воздействует, когда сопряжена с музыкой, поэзией и театром. Да, конечно, очень важно научить приёмам рисования. В основе любого художественного произведения – образ, построенный по правилам гармонии. Но как в эту грамотную композицию вдохнуть трепетную жизнь? Ведь кажется, что этому не научишь: у каждого человека – своя душа, и она ведёт мастера по жизни.

Вот что, по Баженовой, главное в преподавании – духовное наставничество. Она умеет настроить человека на творческий лад: рассуждая с ним на самые разные темы, она находит то пространство, в котором ученику работается раскованно и комфортно. В нём и надо существовать, в нём и надо писать. В каждом ученике (а последние двадцать пять лет она учит, в основном, взрослых) Баженова находит то качество, какого они сами в себе не замечали – через умение «изложить» свои впечатления на холсте. Нужно, разумеется, «включить» фантазию, научиться разговаривать на «ты» с цветом и ритмом, пластикой формы и живописной фактурой.

Стремление к созиданию в человеке заложено не только природой, но и семейными традициями. Это в полной мере относится к Баженовой. Я был знаком с её отцом Алексеем Владимировичем. Душа-человек, интеллектуал и неординарная личность – иначе о нём никто не говорил. Дочь унаследовала его способность излагать свои мысли и расположить к себе собеседника.

Алексей Баженов был инженером-учёным. Во время войны возглавил конструкторское бюро, в котором разрабатывали легендарную «Катюшу». А потом продолжал работать в космическом ракетостроении. Выйдя на пенсию, писал об истории советской космонавтики в журналах, выступал на чтениях Циолковского.

— Я была маленькой девочкой, когда папа увлечённо рассказывал мне о безграничных возможностях в исследовании космоса, он верил в торжество науки и светлое будущее человечества, — вспоминает Наташа, — впечатления от тех бесед остались на всю жизнь, и я старалась изучать и использовать различные методики исследования сверхвозможностей  человеческой природы. Мне интересны и история развития мировых цивилизаций, и эволюция религиозных мировоззрений человека, и культура древнейших народов. Это не могло не отразиться на философии и тематике моей живописи. Чтобы наиболее ярко выразить идеи, которые волновали меня, нужна была особая стилистика – и я экспериментировала с формой, цветом,  фактурой и  пространством.

Это и позволило ей найти свой, индивидуальный почерк. Он узнаваем и неповторим. Да и содержание эксклюзивно: фантазийные сюжеты будоражат воображение зрителя. Многие работы Баженовой – это интересный рассказ по мотивам библейских событий, древних мифов и легенд. Каждая из этих картин – это её пристальный взгляд в историю человечества, его прошлое и будущее. Она исследует проблему единения человека и природы.

А какой силы достигает её экспрессия в поэтических композициях о любви! Повествования об этом сильном чувстве между мужчиной и женщиной решены чаще всего не в сугубо реалистической манере, но в свободной стилистике с элементами экспрессионизма и конструктивизма. Вдохновляясь великими предшественниками, их открытиями – «лучизмом» Гончаровой, драматическим символизмом Врубеля, мистической спонтанностью Кандинского, чеканностью Малевича, аналитической живописью Филонова, Баженова вбирала в себя опыт русских художников-экспериментаторов 20-го века и нащупывала свой путь в сложном мире изобразительности.
Её искусство — на грани фигуративности и абстракционизма, которые изначально привыкли противопоставлять друг другу. Они – взаимоисключающие противоположные направления, однако грань между ними весьма условна, и в этом мы убеждаемся, исследуя галерею Баженовой.
Различные абстрактные направления в искусстве появились в России, а потом и Европе, в начале 20-го века, впервые ярко прозвучав в работах Василия Кандинского, освободившего форму от содержания, выявив «музыку» самой живописной ткани произведения. И это в какой-то степени было ответом на наступление фотографии, когда живописи предрекали вытеснение этим новым видом искусства, говорили и об умирании классической картины. Но мы сейчас видим, как мирно сосуществуют все стили и направления, давая возможность выразить любые идеи художника, а главным становится его философская позиция и её воплощение в индивидуально разработанной форме. Наталья Баженова любит и проповедует эту стилистику абстрактного творчества, помогающую уйти от классических канонов изобразительности, дающую простор неосознанному и спонтанному движению души, развивающему интуицию какому-то колдовству над холстом, хотя, на первый взгляд, и лишённому всякого смысла, но на самом деле имеющему свою внутреннюю логику, позволяющую человеку освободиться от влияния норм и догматов и при этом найти собственную гармонию и свой индивидуальный путь развития.

Радужно-солнечно-яркая Баженова – так, пожалуй, думают о её работах люди. Смотришь на её картину – и чувствуешь, что их создатель – оптимист. И ты невольно заряжаешься её энергией. Не зря в её подрезковской мастерской всегда много народа. Разного. Поэтов, композиторов, критиков, философов, историков, ну а художников здесь пруд пруди. Все хотят прикоснуться к этому уникальному явлению в отечественном культурном мире, попытаться разгадать секрет успеха Натальи Баженовой. Попытка не пытка. На то и искусство, что его тайны – за семью печатями.

Баженовский дом открыт для всех, кто стремится к искусству. Кстати, эту открытость Наталья Алексеевна явно унаследовала от своего дедушки по отцовской линии Владимира Петровича Баженова. Будучи в Туле известным врачом и учёным, опубликовавшим 40 научных статей за границей, он консультировал врачей крупнейших московских больниц в сложных случаях, а Лев Николаевич Толстой по ответственным вопросам, связанными со здоровьем, обращался к нему не только как к соседу, но и как к медицинскому авторитету.
Отец Натальи часто вспоминал, как в гостиной собирались замечательные люди, имена которых вписаны в анналы российской истории. Мать Алексея Владимировича, первая красавица Тулы, — из польского древнего рода Чапских, родила и воспитала семерых детей. И в свои 90 лет блистала остроумием, а статная походка выдавала её дворянское происхождение. Её живость ума удивляла Наташу в детстве. Девочка обожала свою бабушку.

— Я помню и чту свою многочисленную родню. В дружной семье Баженовых каждый был по-своему талантлив, но особое впечатление у меня осталось от старшего брата отца – известного карикатуриста Александра Баженова. Его остроумные « рассказы в картинках» с 20-х годов постоянно публиковались в «Крокодиле», «Правде», «Труде», детских журналах. Известный датский карикатурист Херлуф Бидструп, вдохновившийся серией карикатур Баженова, подарил ему свою книгу с признательным автографом: «Учителю от ученика».

Фамилию художница унаследовала от архитектора Василия Ивановича Баженова, окончившего Императорскую академию художеств. По его проектам построены Дом Пашкова, Царицынский дворцово-парковый ансамбль и другие. Он проповедовал индивидуальный стиль в архитектуре, отходя от канонов и выдавая неожиданные и разнообразные архитектурные идеи, отчего у него были конфликты с Екатериной Второй. К тому же он был блестящим педагогом и теоретиком архитектуры. Почти все его потомки,  включая деда Натальи, писали маслом, музицировали, пробовали себя на сцене и в литературе.

Вот и Наталья могла бы вполне состояться в самых разных видах искусства. В молодости она писала хорошие стихи. Вот некоторые строчки из её литературного творчества: «На сыром ветру тысячелетья / Знаменосец подымает знамя. / Водолеи, не Москва ль за нами? / Не за всё ль на свете мы в ответе? / Пусть за нас молиться будет кто-то/ На земле в предчувствии прозренья. / Мы в свободном творческом паренье / Строим геометрию полёта!»

Кстати, Наталья Баженова обладает ещё и хорошим слухом и знает сотни песен – от романсов и народных до бардовских и эстрадных: она окончила химкинскую музыкальную школу по классу фортепиано. Её мать Ольга Ивановна была преподавателем английского языка, обладала красивым сопрано и пела в академическом хоре. Наташа могла бы состояться и как актриса или режиссёр: она окончила актёрско-режиссёрский факультет по программе театрального училища имени Щукина. Её дипломным спектаклем была пьеса по Оскару Уайльду «Как важно быть серьёзным», где она сыграла роль леди Гвендолен.

История обходится без сослагательного наклонения. Так случилось – и всё тут: десятиклассница Баженова впервые случайно пришла в детскую изостудию при ДК «Родина» в родных Химках. И всё стало на свои места. Педагоги, в первую очередь, Владимир Герасимович Васильев, помогли ей подготовиться для поступления в художественный вуз. А спустя несколько лет и она стала наставницей молодого поколения, которое с радостью занималось у неё всё в той же студии. Живописность, пластика, светотень, колорит – об этом и о многом другом можно и нужно разговаривать с начинающими художниками. И эти беседы привносят в занятия глубину познания всего, что нас окружает. Человека проще научить рисовать, чем воспитать в нём художника, который чувствовал бы ответственность за своё творчество.

Пожалуй, особое внимание нужно уделить внимание Баженовой как портретисту. «Литература в лицах» — это один из самых ёмких её проектов. На выставке Петровской академии наук и искусств Наталья Алексеевна показала несколько портретов наших классиков, и это стало событием в культурной жизни столицы. Она член-корреспондент академии и прекрасный знаток литературного творчества многих писателей, поэтому в их образах читается содержательная сторона мира мастеров слова.

Наталья Баженова любит писать портреты с натуры. Кто ей только ни позировал! Александр Зиновьев и Лола Звонарёва, Юрий Дружников и Ренэ Герра, Полина Рожнова и Михаил Слуцкий. Они попали под обаяние художника, испытав истинное удовольствие от соприкосновения с уникальной личностью. После того, как работа над портретом заканчивается, творческий процесс не завершается: в жизни моделей начинаются позитивные перемены. Портретотерапия. Есть такой метод благодатного воздействия на организм портретируемого. Художник показывает модели скрытые возможности, вселяет уверенность и придаёт ей сил. Человек обретает способность идти вверх.

Это единственный путь, и по нему уверенно шагает Наталья Баженова.

Влад КРАСНОЯРСКИЙ.

Персональная страница Баженовой Н.А.