«Первый блин комом» — эта поговорка вспомнилась, когда в сентябре 2014 года на 9-м съезде Петровской академии наук и искусств в Санкт-Петербурге мы задумали проводить выставки: петербуржцы – в Москве, а москвичи – в Питере. Опасность провала столь грандиозного проекта всегда существует. Сложность нового дела заключалась в том, что все расходы по доставке произведений, по оплате проживания художников ложатся на их плечи. Лишь за выставочную площадь платить не надо – и это немаловажная деталь.
Основательная длительная подготовка к выставке принесла свои плоды. На протяжении полугода мы уточняли формат проекта. Тема как-то пришла легко: «Москва – Санкт-Петербург». Два города, две столицы России. Об этих двух пространствах есть что рассказать каждому мастеру изобразительного искусства.
— Мы рады тому, что академики ПАНИ из Москвы приехали к нам и привезли свои художественные толкования мироустройства двух главных городов России, — сказала, открывая выставку, Ольга Александровна Полякова, доцент кафедры рисунка Санкт-Петербургского Государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Российской академии художеств. — Мы очень близки по духовной составляющей, потому что одинаково любим и Москву, и Петербург. Жизнь невозможна без любви к этим городам.
О том, что москвичи изобразили с большой любовью Санкт-Петербург, сказал на открытии выставки президент ПАНИ профессор Леонид Александрович Майборода, который напомнил о том, что члены академии в первые годы после её возрождения провели выставку произведений московских и питерских мастеров.
— А вот теперь пришла новая идея: проводить регулярно такие выставки, сделав их ежегодными, а место для них мы всегда найдём, — эти слова президента не могли не понравиться участникам выставки.
Для экспозиции важное значение имеет интерьерная среда, которая заполняется произведениями искусства. Просторное фойе второго этажа Дома молодёжи на Васильевском острове вполне подошло для того, чтобы москвичи смогли показать своё творчество.
— В нашем Доме только в мае состоялись более шестидесяти мероприятий, — сказала заместитель директора этого учреждения по развитию Юлия Евгеньевна Черкасова, — так что можно уверенно сказать о том, что выставку увидят сотни посетителей.
Около тридцати работ размещены на одной стене, так что на первый взгляд нельзя понять, что является центром экспозиции. Его функцию могут выполнить, пожалуй, полотна и листы каждого мастера. К примеру, члены академии могут подумать о том, что точкой притяжения является портрет президента ПАНИ. Заслуженный художник России Борис Дмитриевич Клементьев изобразил учёного сосредоточенным, думающим, светлым. Лист бумаги и пастельные мелки – средства изображения предельно просты, а результат более, чем интересен. Модели портрет понравился. И от имени художника москвичи преподнесли произведение профессору. И ещё две интересных пастели отправил на выставку Клементьев: «Северная Пальмира», на которой изображён фрагмент Египетского моста со сфинксами, и «Огней Москвы негасимый свет» как признание в любви коренного москвича старому городу, от которого осталось не так уж много…
По признанию Евгения Павловича Бойко, его сердце покорил Питер ещё в детстве, когда старший брат привёз его сюда из Набережных Челнов семилетним мальчиком. Повзрослев и став художником, Женя не раз обращался к теме Ленинграда-Петербурга. Оригинальна его живописная композиция с собором Казанской иконы Божьей Матери: одно из самых значимых творений А.Н. Воронихина монументально возвышается над Казанским мостом через канал Грибоедова. Художник живёт в Москве, и к ней он тоже не равнодушен. Интересуясь историей древнего города, он пристально всматривается в то, что от него осталось. В конце 80-х годов для Бойко вторым домом стал Арбат, где его работы расходились бойко, так что живописец едва успевал писать. Время было такое. По той атмосфере у многих ностальгия, и наверняка у Евгения тоже. «Воскресение» — эта работа явно из той серии. «Крымский мост» воспринимается как поэма красоте и мощи. А ещё Бойко показал в Питере свои парусники. Он увидел их крылатыми в Голландии, где долгое время жил.
«Москва – город мира» — так именуется Международный фестиваль изобразительного искусства, и в жюри фестиваля вот уже несколько лет приглашают Петра Ивановича Овченкова. Он родом из Нижнего Тагила, но Москва для него, как и для всех русских, не просто столица, а образ для вдохновения. В его работе «Москва. Кремль» читается гордость за величие и незыблемость того, что составляет суть патриотического начала. Питеру Овченков посвятил графическую поэму «Памятник Кутузову», высокий и торжественный, тот самый, который был открыт в 1837 году как символ русской воинской славы и всенародного подвига в Отечественной войне 1812 года. И памятник, и часть собора озарены восходящим солнцем, и это весьма символично.
Наталья Баженова, как и Евгений Бойко, пропитались атмосферой Арбата 80-х. Она на этой улочке старой Москвы, ставшей в те времена кормилицей творческого люда, писала портреты прохожих. И её живописное полотно «Вечерние огни Арбата» возвращают нас в те годы, которые были наполнены свободой и творчеством. Было тогда немало хаотичности и растерянности, но, находясь на качающейся платформе, художники жили не только в стремлении заработать, но с желанием найти точку опоры и обрести свой почерк. Баженова нашла то, что сделало её Баженовой. Интересна её работа, героем которой является тот же Арбат – «Воскресенье»: улица заполнена толпой, картинами и вольным ветром…
В секцию изобразительного искусства Московского отделения ПАНИ влился несколько лет назад этнический кубинец Омар Лассо Годинес. Он не пропускает ни одной выставки, которые устраивает отделение. Поклонники его творчества увидели серию работ, выполненных Годинесом на бумаге в смешанной технике и посвящённых Александру Сергеевичу Пушкину. На нынешней выставке – «Пушкин. Рукопись 1». Написанная в ярко-красном тоне, она приковывает внимание, и ты начинаешь «вчитываться» в то, что изображено на картоне. Изображена мысль. Глубокая. Ёмкая. Понятная. «Рукопись» — о нашем поэте, жившем на набережной реки Мойка. В Питере напоминание о Пушкине звучит по-особенному звонко.
Романтики в экспозицию прибавили «Розы» Зинаиды Петровны Фоминой. Они, казалось бы, никак не отвечают теме проекта, но без этой работы выставка была бы другой, не столь сентиментальной. Делится со зрителем Зинаида Фомина и своим ощущением Москвы в живописной работе «Храм Успения Пресвятой Богородицы в усадьбе Нарышкиных». Культовая архитектура может рассказать о многом, и прежде всего, о причастности человека к вере. Она делает человека человеком. И художником тоже.
Праздничностью наполнена живопись Сергея Скачкова. «Вечер над Петербургом», точнее, над Петропавловской крепостью и гладью Невы завораживают. Небесный свет льётся на землю яркими лучами заката, вызывая ощущение декорации для спектакля о России, Петре Великом и городе, построенном нашим первым императором. Скачкову интересна и подмосковная Россия, особенно та, где он живёт. «Храм Успения в Трахонееве» написан в этом уникальном уголке Химок. Вид церкви вызывает чувство чего-то очень родного и дорогого твоей душе. Не миновал Сергей искушения написать Московский Кремль. Получился весь как на ладони.
Выставку оценили руководители Дома молодёжи, и Юлия Черкасова вручила каждому из гостей грамоты. Москвичи ответили благодарностью, а куратора выставки со стороны Петербургского отделения ПАНИ Ольгу Полякову наградили Дипломом МО ПАНИ, подписанным вице-президентом ПАНИ В.А. Ивановым-Таганским. Ольга Александровна и её супруг академик ПАНИ Вячеслав Анатольевич Поляков сделали многое для того, чтобы проект удался: они в пять часов утра встретили москвичей на вокзале, отвезли картины в Дом молодёжи, а потом устроили приём в своей мастерской на набережной реки Фонтанка. Это святая святых мастеров произвела сильное впечатление на гостей. На стенах — огромные листы с портретами казаков, искренняя пронзительная живопись, а в центре одной из комнат стол с душистым чаем и жареными семечками. Ольга Александровна пригласила нас на защиту дипломов по живописи в Институт имени Репина, где она преподаёт много лет, поведала нам о моментах истории этого престижного российского вуза.
Выставка продолжается. Часть работ уехала назад, в Москву, их место заняли творения петербуржцев. Можно без преувеличения назвать событием участие Ольги Поляковой в выставке. Её графические работы: «Казак Иваныч» и «Десантник с Донбасса» вызывают восторг правдивостью образов, точностью линий и содержательностью графического рассказа. Они – образец для студентов, учеников Ольги Александровны. Портретами порадовал зрителей и Анатолий Владимирович Черных, искусство которого высоко оценил художественный руководитель и главный дирижёр академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской государственной филармонии Юрий Хатуевич Темирканов, портрет которого недавно написал Черных. Монументальные полотна Вячеслава Полякова – о жизни Вселенной, явлениях на земле и в небе. Философия на холстах.
— Уже за несколько дней выставку посетили около пятисот зрителей, так что в её успехе сомневаться не стоит, — сказала специалист по связям с общественность Дома молодёжи Елена Вячеславовна Пантюхова, — посетители в один голос говорят: сильная выставка.
Первая ласточка. За ним последуют другие выставки. Проект имеет право на существование. Это надо художникам. Они, по сути, передвижники. Пропаганда отечественного изобразительного искусства – вот что главное для нас. Как и для тех русских мастеров, которые основали известное товарищество в 1870 году. Сейчас иное время. Но дух передвижников никуда не делся.
Владимир КУЗНЕЦОВ (Влад Красноярский),
искусствовед, член Союза художников Подмосковья,
кандидат педагогических наук, куратор выставки со стороны МО ПАНИ
Фото автора