«ВРЕМЕНА ГОДА» В МУЗЫКЕ И ИЗОБРАЖЕНИЯХ

Не знаю, согласились ли художники, которые представили свои картины для экспозиции, посвящённой 175-летию П.И. Чайковского, с тем, что сказала на открытии выставки начальник отдела культуры Т.М. Жукова? А она сказала так: «Когда я училась в музыкальной школе, то Чайковский мне легко давался, — и добавила: — Все работы на нынешней выставке говорят о неравнодушии к творчеству и личности нашего великого композитора. Очень интересный портрет создала Галина Семиглазова».

Действительно, мимо него пройти невозможно: хочется остановиться и разглядеть открытое красивое одухотворённое лицо музыканта, а у кого-то, возможно, возникнет вопрос: ноты, «окружающие» образ Петра Ильича, условные или они из какого-то музыкального произведения?

— Это фрагменты «Март. Песня жаворонка» из цикла «Времена года», и они дались мне нелегко, — признаётся Галина Михайловна, — над ними я трудилась неделю, а на изображение лица ушли два дня… Мне показалось, что для портрета Чайковского нужна масляная краска индиго и белила.

Не миновало искушение написать портрет Чайковского и Елену Лебедянскую, которая интересна своим философским толкованием изображаемого. Взгляд Петра Ильича устремлён вдаль, он направлен в будущее сквозь современного пространства. Взгляд, пожалуй, — главный инструмент в рассказе Лебедянской о маэстро: к нему так и хочется добавить эпитет – отсутствующий. Пластичность образа музыканта усиливается фигуркой балерины на заднем плане.

Глубоко почувствовала эту тему Наталья Жаденова: каждый из её трёх карандашных рисунков иллюстрирует атмосферу того или иного фрагмента «Времён года». Анатолия Дудника на создание полотна вдохновило «Лебединое озеро». Александр Куреков с помощью аппликации передал свои ощущения музыки Чайковского: он нашёл фотографию композитора, увеличил её, вырезал только лицо и окружил его условными геометрическими фигурами, символизирующими музыкальные фразы из разных произведений мастера.

Степана Химочку на создание картины к юбилею композитора вдохновили тоже «Времена года». Его живописная поэма «Апрель вздохнул весной» (2015) передаёт зрителю настроение, заложенное музыкантом в ткань части лирического цикла «Апрель. Подснежник».

Константин Синявин, обратившись к фотографиям музыканта, сотворил накануне выставки скульптурный гипсовый портрет Чайковского – на это ему потребовалось около десяти дней. По признанию автора, важно было определиться с наклоном головы и положением рук. Определился. Получилось убедительно. Обращает на себя внимание фотография Анетты Руженцевой. Она сделана в ДК «Родина», на главной сцене которого в 2014 году давали балет «Щелкунчик». Анетта сочиняет музыку, и она с большой осторожностью прикоснулась к творчеству великого мастера.

На открытии выставки прозвучали музыкальные произведения П.И. Чайковского в исполнении педагогов и воспитанников Центральной детской школы искусств. Даниил Богословский исполнил «Осенний ветер» из «Времён года», и тем самым вернисаж обрёл цельную композицию.

Влад КРАСНОЯРСКИЙ. Фото автора.

ОТ АВТОРА: В выставке приняли активное участие члены МО ПАНИ, в частности, член-корр. ПАНИ Г.М. Семиглазова, член-корр. Е.В. Лебедянская.

IMG_6013  IMG_5995  IMG_5974IMG_6032 IMG_6015