В. Красноярский. Рецензия на пьесу Валерия Иванова-Таганского «Дорога волков»

«Дорога волков»

(Рецензия на пьесу Валерия Иванова-Таганского)

Писать рецензию на пьесу, только что написанную, — дело, мягко говоря, неблагодарное. Есть очевидная трудность: надо рассуждать по поводу происходящего в произведении, но читатели пока не знают его содержания, а зрители ещё не видели пьесу глазами… Однако ключ к пониманию литературы для театра оставлен ни кем-нибудь, а самим К. Станиславским: «Театр живет не блеском огней, роскошью декораций и костюмов, эффектными мизансценами, а идеями драматурга. Изъян в идее пьесы нельзя ничем закрыть. Никакая театральная мишура не поможет».

Вот почему отзыв о новом творении для театра необходим не только с точки зрения идей драматурга, но, прежде всего, для режиссёров, которые обязаны не терять верный «слух» на хорошую пьесу и не стесняться (если они не из породы театральных рантье «стригущих все под себя»), выстраиваться в очередь для воплощения на сцене яркой современной пьесы, которая по-прежнему желанная гостья на сегодняшних подмостках.

В названии пьесы В. Иванова-Таганского «Дорога волков» — слово «дорога» сразу ориентирует нас на мысль: куда она ведёт? Ответ в финале, и до него нас умело и интригующе сопровождает автор. Драматург тщательно и ответственно исследует в пьесе своих попутчиков, своих современников, которые, казалось бы, родом из прошлого, но благодаря огромному жизненному опыту, как нельзя лучше чувствуют наше время, «неукрашенные позолотой» суровые будни.

Семь героев – семь миров, которые высвечены драматургом социальным прожектором. Отсюда красной линией через всё действие проходит тема гоголевского «маленького человека», задавленного и, по сути, уничтоженного перестройками и всякого рода экспериментами над простым человеком. Как выбиться в люди и выжить в условиях подавляющей всё и вся государственной машины, которой захотелось вдруг повернуть с прочной, накатанной дороги в болото?

Люди, которые встречаются в деревенском доме, не живут, а выживают: одна приезжает из города, чтобы посадить картошку, другая шьёт, третий рыбачит. Всё достойно, но счастливыми их не назовёшь. Так устроен человек: ему хочется большего.

А есть в пьесе особи и с темной стороны Луны – «волки» — два мужика и молодой человек. Они готовы загрызть любого, кто встанет на их пути к достижению меркантильных целей. Они могут раскопать могилу, чтобы снять с тела умершего фронтовика орден, выбить ему зубы с золотыми коронками… Автор так подаёт материал, что рассказ «волков» кажется живописной картинкой из фильма ужасов.

Тут включается в подсознании моторчик, который раскручивает мысль: как актерам сыграть тот или иной характер? Нужно идентифицировать себя с персонажами, которые вряд ли до конца знают самих себя, они растеряны, они не знают, как и почему оказались в данной ситуации, они не понимают логику собственного существования, они кажутся людьми «на одной волне», но вскоре выясняется, что их разделяет огромная пропасть.

В этом и есть трагедия современных людей, попавших в безвременье, в котором надо как-то существовать и, что немаловажно, сосуществовать. В диалоги героев автор закладывает и текстом, и подтекстом свои мысли и обобщения, перекликающиеся с толстовской сентенцией «так жить нельзя». Философия художника обозначена в каждом слове текста, и каждое слово – на своём месте. Речь героев образна, что создаёт самобытную атмосферу происходящего и подливает в характеры красок — у каждого они свои.

Нельзя не заметить уверенности драматурга в том, что наказание за преступление неотвратимо, и, прежде всего, Божьего наказания. А вот у государства можно купить всё, в том числе, с точки зрения «волков», и прощение. Взаимоотношение человека и власти – это тоже вышито автором тончайшими нитями в пёстрой ткани материала, срисованного мастером драматического слова с жизни. В полифонии тем особенным минором звучит нота о почившей деревне.

Пьеса написана хлёстко, бьет наотмашь, рассказывает обо всём, что волнует нас, современников Иванова-Таганского. Теперь осталось лишь интересно поставить.

Как рассматривать эту новую работу автора? Как показательную для гиперреалистического или неосентиментального направления современной драмы? Скажем прямо, этого добра у нас хватает, как и материалов для театра абсурда и фантасмагории. Всего этого, увы, предостаточно. Нет, ни под какое определение «Дорога волков» не подходит. Она вне определений.

Влад КРАСНОЯРСКИЙ