Влад Красноярский «НА «МОСТУ» — БОГАТОЕ МНОГООБРАЗИЕ»

Открытие выставки – это само по себе произведение искусства: что-то вроде спектакля, и с него не надо уходить раньше времени. Об этом я подумал, когда задержался на вернисаже в арт-галерее «Мост» на Юбилейном проспекте, 10 в Химках. Финал оказался с танцами, в которых авторы картин под музыку демонстрировали свою пластичность. Это вернуло меня к экспозиции и объяснило подтекст изобразительных композиций, уводящих зрителя в такие глубины философских размышлений, что, если не имеешь точных ориентиров, можно в них утонуть.
Правда, кто-то из 37 соавторов огромной экспозиции пытается навести зрителя на определённую мысль о том, что же художник хотел ему сказать? Вот, к примеру, вполне узнаваемая Пизанская башня в толковании ее сущности Марией Терентьевой. Однако название полотна «Стремление» заставляет провести умозаключительную работу для того, чтобы растолковать себе, откуда возникло это название изображения наклоненного сооружения, которое когда-нибудь, да приобретет горизонтальное положение. По поводу картины «Стремление» вспоминается богатый и могучий русский язык. Слов, оканчивающихся на «–ние», у нас тысячи! И авторам ничего не стоит найти подходящее слово из этого ряда, чтобы озадачить почитателей искусства. Удалось это и 15-летней девушке из Подрезкова, впрочем, она сейчас познаёт науки в стране туманного Альбиона. Летом побывала в Пизе, и под впечатлением от башни и под руководством педагога, члена-корреспондента Петровской академии наук и искусств Натальи Баженовой создала сей шедевр. Она увлекается музыкой, языками и математикой, и не прочь погонять мяч клюшкой по траве.
— Я приросла к Наталье Алексеевне, — так образно выражает своё отношение к учителю другая ученица Ольга Морева, решившая познакомить химчан со своим полотном из диптиха «Лабиринты любви». Невооруженным глазом просматривается плодотворное влияние мастера на почерк начинающей художницы: все творческие люди начинают с подражания, но у Моревой уже есть и своё понимание искусства. Яркие, экспрессивные и загадочные – это о работах Светланы Кузнецовой. Интересен её пейзаж «Ночной мираж». Заставляют пораскинуть мозгами «Петроглифы», рельефы на холсте Милауши Мулюковой из Нижнего Новгорода. Уроки спонтанной и интуитивной живописи, которые она брала у Натальи Баженовой, оказались импульсом для развития фантазии. Интересна история взаимоотношений мастера с Ольгой Спировой, которая в детстве в начале 70-х годов училась в студии «Радуга» ДК «Родина», а студией руководила Наталья Алексеевна. И вот спустя 30 лет, Ольга к ней, потому что мастер-классы мастера – это путь к познанию мира и себя как части мира с колокольни значимого художественного обобщения. Спирова пишет стихи и прозу, она профессиональный лингвист, но без изобразительного искусства жить не может. Пожалуй, самой дорогой и близкой ученицей Натальи Баженовой можно назвать её дочь Анну Ремыга, которая заняла своё место в искусстве, получив образование в Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова. Её выставки где только ни проводились – и в Европе, и в Азии. Впечатляет ее диптих по мотивам славянской мифологии «Бог Велес», который является символом циклического движения, приносящего на землю добро и зло, постоянно сменяющие друг друга.
Нельзя пройти мимо серии авангардных работ, сотворенных Закрытными — Николаем Ивановичем и его внуком Матвеем и внучкой Альбиной. «Письмена» Закрытного-старшего, заслуженного художника России уводят нас далеко в историю, а наследники экспериментируют на полотнах, то приклеивая к ним маленькие холстики, то давая волю своему воображению, пересказывая красками миражи на водохранилище или вид на Москву-реку у ЦДХ.
Невозможно оторвать глаз от натюрморта Марии Яворской-Раевской «Герберы». Они так много говорят душе, любящей жизнь – в них читается и красота, и легкое сожаление, и надежда, и любовь. Произведение увидело свет месяц назад, но оно настолько выставочное, что ему уготована долгая счастливая судьба. Имя Марии Раевской стало известно после того, как она приняла участие во 2-м Международном фестивале изобразительных искусств «Традиции и современность» в Манеже. Она 10 лет преподавала рисунок в 7-й художественной школе, которую сама в своё время окончила. Талант передался её детям: две дочки и сын уже вовсю рисуют.
Известный искусствовед, литератор и историк, академик РАЕН и ПАНИ Лола Звонарёва, как всегда, точно определила уровень экспозиции, отметив значение такого рода выставок для человека, стремящегося познакомиться с разнообразием стилей и направлений в искусстве, что не может не обогатить его опытом и впечатлениями.
Арт-директор галереи Александр Белугин сумел за три дня сочинить из разнородных творений цельную композицию, которая многое даёт и уму, и сердцу. Это его проект под названием «Осенний салон», который получил номер 1, поскольку его намерены проводить каждый год.
Влад КРАСНОЯРСКИЙ,
искусствовед, руководитель секции «Изобразительное искусство» МО ПАНИ, руководитель секции искусствоведов Химкинского отделения Союза художников Подмосковья
%d0%bd%d0%b0-%d0%bc%d0%be%d1%81%d1%82%d1%83-%d0%b1%d0%be%d0%b3%d0%b0%d1%82%d0%be%d0%b5-%d0%bc%d0%bd%d0%be%d0%b3%d0%be%d0%be%d0%b1%d1%80%d0%b0%d0%b7%d0%b8%d0%b5