Влад Красноярский «ПОРТРЕТЫ БЛИЖНЕГО КРУГА»

Всё познаётся в сравнении – эта непреложная истина вспомнилась не раз, когда открывалась выставка портретов, сотворенных Анатолием Дудником, его душой и кистью.

В огромном пространстве фойе второго этажа ДК «Родина» составлена цельная экспозиция из художественных произведений, написанных в разные годы. И это первый повод для сравнений: как решал творческую задачу Анатолий Тимофеевич раньше, и как он это делает сейчас? Обращает на себя внимание академичностью автопортрет студенческих времён. Он, без сомнения, заслуживает достойного места в галерее шедевров мирового изобразительного искусства. У модели были хорошие учителя в одном из самых престижных художественных вузов страны – Московском высшем художественно-промышленном училище (бывшем Строгановском). Несмотря на большой конкурс, молодой человек поступил на живописный факультет без особых проблем. В автопортрете тех времён читается стремление следовать канонам московской реалистической школы, однако, благодаря желанию как можно глубже передать состояние модели, он уже в 80- годы добавляет в свои полотна экспрессии. А теперь Анатолия Дудника просто не узнать: настолько далеко он поднялся в мастерстве передавать с помощью ярких красок психологический образ человека. Ну а поскольку он сам солнечный, то и моделей выбирает под стать себе. Нельзя не заметить, что одной из самых притягательных моделей мастера – его коллега, член-корреспондент ПАНИ Лариса Васильева.

— Я безмерно благодарна Анатолию Тимофеевичу за столь пристальное в внимание к моей личности, — говорит она не без волнения, — и за те уроки живописи, которые он мне преподал: они повернули меня лицом к этой технике, ведь я многие годы занималась только батиком. С его легкой руки я даже на автопортрет замахнулась. В ЦДХ он был замечен и отмечен.

Лариса Васильева запечатлена на одном холсте в окружении ярких гроздьев калины, на другой («С Днем рождения!») – в зарослях сирени, на третьей – с ромашками. Ах, как это красиво и романтично!

Центром экспозиции можно назвать портрет внучки художника Ирины, которая обладает чудесным голосом и исполняет эстрадные песни. Правда, девушка пока этому искусству только учится в Столичном профессиональном колледже, но у нее всё впереди. Чувствуется, с какой любовью относится к ней дедушка: на картине это видно невооружённым глазом. Портрет Ирины лег в основу афиши выставки с надписью: «Портреты ближнего круга».

Есть на выставке и портрет сына. Он написан, когда мальчику было лет 15, и время изменило модель, но черты лица – те же, кстати, они повторяют линии лица Дудника-старшего.

— Я много портретов вижу сегодня первый раз, — признаётся супруга художника Лариса Аркадьевна, — и это говорит о том, как плодотворно работает художник. Вся выставка выглядит планетой, населённой красивыми, интересными, жизнерадостными людьми.

Экспрессивное начало по душе председателю общества дружбы «Россия – Норвегия» В.Я. Орловой: она обратила внимание на портрет женщины в полный рост, танцующей фламенко в броском красном а ля Испания платье. Завораживает.

— Я бываю на всех выставках Анатолия Тимофеевича последние 15 лет, — сказала Валентина Яковлевна, — и не только потому что он является членом нашего общества, хотя и по этой причине тоже. Художник смотрит на мир восторженным взглядом, и ему удаётся передать многоцветие мира и разнообразие всего, что находится на Земле, в том числе и человека как часть природы.

И это второй повод для сравнения: похожи ли модели на свои изображения? На вернисаж пришли те, кто позировал мастеру в его мастерской на Молодёжной. Ну а мы со стороны, исходя из критерия похожести, прикидывали, где и у кого лоб ниже и подборок выше. Невольно. На то он и жанр портрета. Обыватель хочет получить непременно фотографическую идентичность оригинала и произведения…

— В его портретах запечатлено время, — сказала еще одна ученица живописца, действительный член ПАНИ, член Союза художников России, драматург, член Союза писателей России Зинаида Фомина, — меня, например, он изобразил молодой и красивой, и такими мы были когда-то.

Тут Зинаида Петровна примеряет на себе маску наших древнерусских писателей, которые непременно отводили в своих произведениях место для самоуничижений: она и сейчас элегантна и изящна. Но Зинаида Фомина права в том, что портрет – это средство увековечивания момента жизни, которая меняется, и через какое-то время художник улавливает в вас то, что соответствует вашему нынешнему состоянию – души и тела.

Издавна в русской портретной живописи существует, так называемый, парадный портрет. Анатолий Дудник создал и таковой.

— Это портрет короля Норвегии Харальд V, — рассказывает В.Я. Орлова, — художник вручил портрет пять лет назад послу Норвегии Лейдульву Намтведту, который выразил от имени королевства благодарность творцу. Королю портрет понравился, и он пожелал, чтобы портрет занял место в Королевском дворце в Осло.

Вернёмся с небес на Землю. В галерее портретов на выставке вы найдете много знакомых лиц: мастер включил в ближний круг многих коллег. Вот аскетичный и сосредоточенный на размышлениях о жизни скульптор Константин Синявин, а вот артистичная и пластичная Елена Лебедянская; Александр Куреков, внимающий миру и находящий в нём острые углы совсем юная Елена Зеленчева (член-корреспондент ПАНИ) с прицельным взглядом в пространство, романтичная Анастасия Удова (член ПАНИ), а вот пышущая здоровьем и любовью к людям Елена Агафонова. Есть портреты, которые автор написал с предисловием «памяти»… Вот — Виктор Степашкин, глядящий вдаль как в вечность, седовласый и мудрый; вот — Неля Инжечик, огненно-рыжая, наблюдающая за происходящим с небесной высоты. Виктор Алексеевич был академиком ПАНИ, Неля Инжечик – членом ПАНИ. Царствие им Небесное!

— Очередная и удачная, — такое заключение сделала о выставке член-корреспондент ПАНИ Елена Лебедянская, ответственный секретарь Союза художников Подмосковья. И к этому добавить, пожалуй, нечего.

Влад КРАСНОЯРСКИЙ. Фото автора

img_0781 img_0806 img_0824 img_0823 img_0822 img_0811 img_0805 img_0837