Влад Красноярский «МЕТАФИЗИКА ПО-БАЖЕНОВСКИ»

Кто из нас не задумывался о том, что есть причина причин, каковы истоки истоков и начала начал? Философы относят эти вопросы к метафизическим, исследующим первоначальную природу реального мира.

Способов погружения в метафизику предостаточно. Вот один из них – изобразительное искусство. Мастера «рассказывают» с помощью красок о своём понимании того, что называется бытием. Такими «рассказами» богато творчество члена-корреспондента Петровской академии наук и искусств Н.А. Баженовой, и с некоторыми из своих философских «трактатов» она 1 декабря познакомила любителей живописи: всё пространство арт-галереи «Мост» занято фантазийными полотнами Баженовой.

В её работах читается абсолютная свобода в выборе темы, композиции, красок и других необходимых любому произведению составляющих. Кажется, у неё – всё то же, что и у ярых проповедников реалистического выражения своих мыслей: здесь есть и цветы, и пейзажи, и люди, и архитектура, однако всё это пропущено через призму размышлений обо всём, что нам привычно, обычно, уютно. Если пейзаж, то это вулкан, взрыв, буря. Если это человек, то образ, существующий в богатом воображении, и зритель часто видит в портретах героев сказок или инопланетян. На полотне «Принцесса Зима» — на самом деле принцесса, надменная, строгая, величественная, от которой веет холодком, однако от неё нельзя оторвать глаз: смотришь и смотришь на это красивое, «морозное» лицо, как будто вдруг прорвавшееся из вьюги к нам, сюда, в тепло, лицо непонимающее: кто мы и зачем мы здесь?

Фантазийные картины нередко пишутся в сюрреалистической стилистике. Это не основное направление в живописи Баженовой, однако в некоторых работах, например, «Он и она», можно усмотреть признаки этого стиля, отличающегося использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм. И это можно принять, памятуя о том, что тема экспозиции заявлена как «Метафизические сны», а во снах мы ещё не то видим…

Контрастно или гармонично смотрятся рядом с живописью Баженовой графические листы её дочери Анны Ремыга? Каждый ответит на этот вопрос по-своему. Зрители и художники отмечают особенности стилистики и свою собственную узнаваемость работ Анны.

— Она созерцатель, легко погружающийся в медитивное состояние, — дает пояснение мама, — отсюда проистекает манера письма – спокойная, выдержанная, лирическая. У неё есть опыт работы художником в театрах. Работа над интерьером (она окончила факультет «Дизайн интерьера» в МГХПА имени С.Г. Строганова) наложила свой отпечаток на творчество художника. Вот откуда у автора стремление зафиксировать момент жизни, который нужен для декоративного дополнения сценического действа. «Озеро в горах» — на заднем плане изображено зарево. Это, по сути, готовая декорация к какой-нибудь остросюжетной трагедии.

— Получилась экспозиция-сказка, — говорит основатель арт-галереи «Мост» Мария Зайцева, — экспозиция-философия, экспозиция-страсть. Мы всегда рады предоставлять свои залы в распоряжении Натальи Алексеевны, ведь она у нас проводит большую просветительскую работу.

Наталью Баженову поздравил с удачным проектом её коллега по Петровской академии наук и искусств, член-корреспондент Алексей Федотов, признанный мастер живописи, который ведет студию в молодёжном центре «Восход» (Химки):

— Это событие в культурной жизни Москвы и Подмосковья, ведь с такими мастерами встречаешься не столь часто: это, как говорится, «эксклюзивный товар». У Натальи Алексеевны свой взгляд на мир и способы его интерпретации, в данном случае, метафизическими размышлениями и анализом неординарного уровня.

Влад КРАСНОЯРСКИЙ. Фото автора

%d0%bc%d0%b5%d1%82%d0%b0%d1%84%d0%b8%d0%b7%d0%b8%d0%ba%d0%b0-%d0%bf%d0%be-%d0%b1%d0%b0%d0%b6%d0%b5%d0%bd%d0%be%d0%b2%d1%81%d0%ba%d0%b8 img_0022-1 img_0051 img_0028-1