ПОДМОСКОВНЫЕ ХУДОЖНИКИ-ПЕРЕДВИЖНИКИ НАПОМИНАЮТ

2014 – Год культуры

На русскую культуру во все века шло наступление по всем фронтам. В наше время этот процесс, пожалуй, усилился. Всеми правдами и неправдами нам, православным, хотят навязать западники свои традиции. Приведу лишь один пример. День святого Валентина. Почему этот католический праздник стали в России праздновать почти повсеместно? Кому-то выгодно сделать так, чтобы мы забыли о своих исконно русских праздниках, в частности, День семьи, любви и верности 7 июля, день, когда почили святые муромский князь Пётр и его супруга Феврония. Кстати, на территориях, где живёт население, исповедующее ислам, не празднуют День святого Валентина. Честь этим народам и хвала.

К счастью, есть здравомыслящая часть нашего российского общества, которая стоит на страже отечественной культуры. К ним относятся художники. В фойе первого и второго этажей ДК «Родина» развернута грандиозная экспозиция. В минувшую пятницу, как раз в день Валентина, при большом стечении народа была открыта выставка «Россия православная».

Знакомясь с произведениями известных подмосковных мастеров, ловишь себя на мысли: как же здорово, что есть такие люди, которые знают историю двухтысячелетней давности и рассказывают нам о событиях и людях того времени!

Как-то радостно на душе стало, когда около триптиха Виктора Степашкина участники открытия выставки стали вспоминать то, что они знают о распятии Христа: центральный образ триптиха – лик Спасителя, на голове терновый венок, а справа и слева – головы разбойников, с которыми Христос был распят на одном кресте. Люди знают, что символизирует восьмиконечный Крест, который называют Распятием: на вертикальной оси находятся три перекладины: средняя, большая — для рук распятого Христа; верхняя обозначает табличку с надписью «Иисус, Назарей, Царь Иудейский». Такую надпись на трёх языках — греческом, латинском и еврейском — приказал прибить к Кресту Христову Пилат. Нижняя перекладина — для ног Распятого. Один конец её приподнят, он указывает на небо, куда направился благоразумный разбойник, распятый вместе со Христом, а другой, опущенный — на ад, место для другого, нераскаявшегося разбойника. Раскаявшийся разбойник был спасён.

Виктор Степашкин дал название триптиху, заимствовав из Евангелия последние земные слова Иисуса Христа: «Да сбудется Писание. Жажду». Спаситель произнёс их, находясь на Распятии…

— Произведения такого высокого уровня, — сказал, стоя у триптиха, заместитель главы округа В. В. Троицкий, — кроме того, что они представляют собой художественный интерес, несут нам знания об истории человечества.

Давая оценку этой областной выставке, Владимир Викторович сказал:

— Это знаковой событие, позволяющее лишний раз подтвердить тот факт, что Химки являются столицей подмосковной культуры, а дворец культуры «Родина» — местом, где живёт культура.

Эту мысль развил депутат областной Думы А. А. Иванов, вспомнив о том, что некогда процветающий Комбинат художественных работ с выставочным залом 10 лет назад был закрыт, но культурная жизнь в Химках не заглохла, скорее, наоборот, она активизировалась:

— Радостно, что сохранено сообщество художников, что оно проводит выставку за выставкой. И нынешняя областная выставка – красноречивое подтверждение того, что Союз художников Подмосковья живёт насыщенной интересной жизнью.

— Химкинское отделение, по сути, дало импульс для создания нашего областного союза, — подтвердил его председатель Заслуженный художник России академик ПАНИ А. И. Беглов слова депутата, — и мы благодарим химчан за то, что дали возможность провести эту выставку.

Она проводится в рамках 5-й выставки «Россия православная». Её экспозиция была составлена в декабре минувшего года в Солнечногорском выставочном зале, затем она переехала в Подольск, и вот теперь с уникальными произведениями искусства могут познакомиться химчане.

— На выставке представлены работы более 150 художников из десяти подмосковных отделений, в частности, из Солнечногорска, Клина, Щёлкова и Раменского, — даёт справку ответственный секретарь Союза художников Подмосковья Е. В. Лебедянская, — они подготовили свои графические и живописные произведения. Есть и интересные скульптурные работы. Председатель Солнечногорского отделения Роман Фашаян показывает три барельефа.

Около них остановился Владимир Викторович Троицкий, с интересом рассматривая их и давая мне пояснения:

— Это, конечно, уникальные творения. «Троица» и «Воскресение» особенно восхищают. Материал – металл с напылением серебра.

Молодой скульптор химчанин художник-реставратор научно-художественного реставрационного центра имени И. Э Грабаря Константин Синявин порадовал нас своими медальонами с прорезными рельефами: на одном — церковь Святителя Николая на братском кладбище в Севастополе, на втором – усадьба Ф. И. Тютчева Отрада с храмом. На барельефе – церковь Милующей Богородицы в галерной гавани Санкт-Петербурга. Все произведения Константина Геннадьевича выполнены на высоком художественном уровне и позволяют ещё раз порадоваться тем, что наши люди не забывают историю России и пропагандируют своим творчеством великую многовековую культуру нашего народа.

«Благовест» — у этой работы химчанина С. И. Химочки останавливаются все, наверное, потому что художник сблизил божественное с земным: навстречу лику Христа, который художник изобразил в небесном пространстве, идёт женщина с дитём на руках. Теплом веет от сюжета Петра Цветкова «Вечереет»: светится окно в сельском храме, к которому по тропинке бредёт одинокий монах – и это всё на фоне яркого заходящего светила. Впечатляет. На картине Анатолия Дудника – Боровск и несколько храмов, утопающих в майской зелени, небольшая речка. Умиротворяющее зрелище. Оригинальный ход придумала Елена Лебедянская для того, чтобы передать смысл слов Иисуса Христа, призывающего людей избегать соблазна стяжательства. «Напоминание» — так она назвала своё творение: на холсте она изобразила глаз Спасителя, а вокруг разместив настоящие монетки. «Не в деньгах счастье» — эту истину знают все, но далеко не все ей придерживаются.

— На этой выставке надо проводить экскурсии для школьников, — говорит искусствовед доктор исторических наук и кандидат искусствоведения Лола Уткировна Звонарёва, — прежде всего, для тех, кто занимается рисованием, потому что старшему поколению нужно передавать знания новому поколению. Высочайшего уровня работы Виктора Степашкина, Елены Лебедянской, Степана Химочки и Романа Фашаяна, я бы назвала их визитной карточкой экспозиции.

В марте экспозиция «передвинется» в Химкинскую картинную галерею имени С. Н. Горшина. Путь «России православной» продолжается, тем самым подмосковные художники продолжают традиции русских мастеров-передвижников. Их товарищество, основателями которого были И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Ге и В. Г. Перов, существовало в последней трети XIX века. В эстетическом плане передвижники целенаправленно противопоставляли себя представителям официального академизма.

На выставке в Химках можно увидеть разные направления в искусстве. Ещё и этим она интересна.

В. КРАСНОЯРСКИЙ, искусствовед,

член Союза художников России, академик ПАНИ

st-россия православная5 st-россия православная3 st-IMG_7466 st-IMG_7465 st-IMG_7461 st-image (73) st-РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ 5