В Институте Сервантеса 26 апреля на Новинском бульваре, 20 произошло знаковое событие в культурной жизни России и Испании — здесь собрались историки, искусствоведы, художники, которые имеют отношение к исследованию трагического события 80-летней давности.
26 апреля 1937 года диктатор Франко уничтожил город Герника, сбросив на него бомбы общим весом 20 тонн! Это событие легло в основу картины Пабло Пикассо «Герника». Он ее написал для павильона Испании на Всемирной выставке в Париже 1937 года.
Сегодня мы увидели работы 30 художников, которые создали свои произведения по мотивам «Герники» Пикассо. Внимание зрителей привлёк труд академика ПАНИ Омара Годинеса, этнического кубинца, который много лет живет и работает в Москве. Высокую оценку его произведению, сотворенному в смешанной технике, дала московская художница, член-корреспондент ПАНИ Кира Гаврилова, отметившая созвучие работы нашего современника с шедевром Пикассо:
— Это чувствуется, несмотря на то, что Пикассо решил тему в чёрно-белом колере, а Омар пошел но иному пути, рассказав о своём отношении к войне сочетанием красного цвета с чёрным, красками, характерными для испанской стилистики.
— Входишь в зал — и сразу бросается в глаза монументальная работа Омара Годинеса, она как будто в центре экспозиции, и это ощущение вовсе не случайно, — уверена известный историк, писатель Ольга Владимировна Зайковская, — она как сгусток крови, пролитой испанским народом в борьбе против фашиствующего режима.
Есть интересные параллели с полотном великого мастера и у творения Владимира Курдюкова «Зима. Россия. Герника». Все работы отличаются экспрессивностью, через которую передают свой протест против варварства, неизбежного для жуткого явления, называемого войной.
На открытии выставки было много молодежи. С большим интересом отнеслись к познанию истории Герники ребята из объединения «Журналистика» ДДТ «Созвездие» (Химки).
— Загадочное, экспрессивное, волнующее, — так сказал о своём восприятии картин наших современников Эльдар Фатыхов, — это как общий призыв здравомыслящих людей о том, чтобы мы не допустили повторения трагедий, подобных Гернике.
— Да, это призыв к борьбе против фашизма, место которому, к сожалению, есть на нашей планете, — это мнение Романа Рахманова, — в картинах, как и в работе Пикассо, много символического, и так же, как великий испанский художник, они изображают тёмные силы поверженными.
— Захотелось побывать в Центре искусств королевы Софии, где находится «Герника» Пикассо, — это желание Елизаветы Рыба, — а то, что написали художники на эту тему, произвело на меня сильное впечатление.
— Несмотря на экспрессивность работ, — рассуждает Валерия Демченко, — тебя не покидает ощущение надежды на мир, ведь этим коротким словом определяется естественное состояние Земли и нас с вами.
Влад Красноярский
На снимке: группа юных журналистов из Химок с художником Омаром Годинесом у его работы