Они глядят на нас с полотен — маршалы и солдаты, женщины и мужчины, отцы, дедушки и прадедушки — все эти люди с земли, обожжённой огнём войны. Их уже нет с нами, но благодаря таланту художников, бойцы как будто вернулись и заговорили. Взглядом. Выражением лица. Молчанием.
— В каждом образе — сила, отвага, мужество, — сказала, открывая выставку, художественный руководитель ДК «Родина» Галина Васильевна Астафьева и обратилась к художникам: — ваши предки были бы рады узнать о том, что они не напрасно проливали кровь за свою Родину, что сейчас на свете живут их потомки, вы — талантливые, добрые и красивые.
Когда входишь в фойе второго этажа дворца, сразу обращаешь внимание на парадный портрет маршала Г.К. Жукова. Его автор – Виктор Александрович Титов, которого с нами нет уже 14 лет, но благодаря его сыну Вадиму Викторовичу Титову, о большом мастере живописи и графики в России не забывают: регулярно проходят выставки работ замечательного художника, который последние годы жизни провёл в Старбееве. Он ученик А.А. Дейнеки, П.П. Соколова-Скаля и В.И. Козлинского. Портрет маршала написан в 1996 году. Виктор Титов ушёл на фронт в августе 1941 года и воевал вплоть до Победы. От него осталось огромное наследие в виде карандашных зарисовок, которые он делал в окопах и землянках в перерывах между боями. На нынешней выставке есть некоторые из этих зарисовок, которые удивительным образом передают атмосферу того героического времени и говорят о мастерстве молодого художника. Не может не обратить на себя внимание тематическое полотно В. Титова «Молебен о славе русского оружия у храма Сергия Радонежского в 1941 году». В нём чувствуется неодолимая мощь русского человека.
Сражался за свободу своей Родины и отец художника, члена-корреспондента ПАНИ Е.Б. Зеленчевой – Борис Дмитриевич Зинковский. Ему шёл 22-й год, когда началась война, он был зачислен в артиллеристы, освоил профессию сапёра. В Польше его контузило, и солдата отправили в тыл на учёбу в артиллерийское училище. Елена Борисовна написала символическую картину под названием «Соловьи, не тревожьте солдат», и зритель, всматриваясь в условные фигуры бойцов, на минуту задремавших с оружием в руках, и в танки на горизонте, проникается этой гнетущей атмосферой: затишье временное, оно – перед бурей, вот-вот прозвучит команда: «К бою!» — и кто знает, все ли из этих ребят останутся в живых…
У Юрия Лютера прошёл дорогами войны от начала и до конца дядя, брат матери Анастас Андреевич Таланкин. Художник нарисовал портрет в несвойственной для него манере, чем удивил своих коллег. Склонный к обобщениям и авангардным решениям тем, Ю. Лютер показал, что может говорить со зрителем и на реалистическом языке. Так же неожиданно открылся для зрителей и А.И. Куреков, проповедующий своим творчеством абстрактно-предметную философию. А тут, пожалуйста, — портрет как портрет. На нём – отец Иван Александрович, участник Сталинградской битвы, боев в составе Украинского, Степного фронтов, закончивший войну в Чехословакии. И ещё один мастер изображений в иносказательной манере член-корреспондент ПАНИ Ю.М. Смирнова представила на суд зрителей реалистический портрет, изобразив себя в молодости. Она из тех, кого называют «Дети войны». Юлия Михайловна пережила это страшное время в Пушкине. Помнит, как было холодно в землянке и как «всё время хотелось есть».
За несколько дней до выставки у члена-корреспондента ПАНИ Е.В. Лебедянской родился интересный портрет, с которого на нас смотрит её двоюродный дядя Вячеслав Викторович Киселёв. Трогает сердце ещё одна её работа – портрет дедушки – Фёдора Петровича Романова, который был тяжело ранен в бою. Его смогли переправить в госпиталь, где он скончался. Он работал на заводе №456 (ныне НПО «Энергомаш»), и у него была бронь, но парень оказался от неё…
На открытии выставки своими воспоминаниями поделилась И.Н. Остренок, врач-рентгенолог Центральной городской поликлиники ХКБ, у которой в этом году юбилей – 60 лет – столько лет она трудится в этой области. Инна Николаевна находилась более двух лет на оккупированной немцами территории в родном городе Дятькове. Её отец Николай Иванович Вовчук был на фронте, а после войны скончался от ран.
И в конце вернусь к творчеству Виктора Титова. Пожалуй, лейтмотив экспозиции — его монументальная работа «Тост за Победу». Как говорит Вадим, отец нарисовал своего соседка по квартире на Таганке, где прожил большую часть своей жизни. На полотне – обобщённый образ русского мужика, который выдюжил, устоял, вытерпел испытание войной и сохранил в себе силы для того, чтобы жить дальше.
Впрочем, вся выставка – это тост за Победу. Здорово получилось!
Влад Красноярский, руководитель секции «Изобразительное искусство», член Союза художников России
Фото автора