Авторы и исполнители проекта:
Л. Л. Графова (e—mail: llgrafova@mail.ru)
Т.П. Лазарева (e—mail: staffage@list.ru)
Разделяя масштабные цели и задачи Программы модернизации российского общества, дальнейшего развития интеллектуального и культурного потенциала, реформирования и повышения эффективности системы образования, секция «Педагогика» Московского отделения Петровской академии наук и искусств (ПАНИ) в рамках специальной программы «Воспитание искусством» в 2006 году разработала инновационный проект.
В процессе работы над проектом члены секции профессора Л.Л. Графова и Т.П. Лазарева подготовили серию тематических наглядных материалов и методических пособий, а также провели их практическую апробацию в различных организациях и учебных заведениях Москвы. Проект вызвал интерес и получил положительный отклик обучающихся, педагогических коллективов и родительской общественности. Разработанные материалы были одобрены Министерством образования и науки России и допущены к использованию в учебном процессе по курсу «Мировая художественная культура» (2008). При поддержке МИД РФ указанные материалы были направлены в школы при российских посольствах за рубежом (2012).
В рамках проекта его авторами созданы и совместно с издательством «Спектр» выпущены комплекты ярких и красочных плакатов — «Жанры русской живописи» (2008), «Стили и направления русской живописи» (2009), «Всемирная архитектура» (2010), «Всемирная живопись» (2011), а также игротека «10 арт-игр» (2008).
На IX съезде ПАНИ (17-18 сентября 2014 г.) в Санкт-Петербурге, на одном из секционных заседаний была заслушана информация Л.Л. Графовой о проводимой работе, получившая одобрение и поддержку.
Ежегодно в гимназиях, общеобразовательных и художественных школах Москвы, Подмосковья и других городов России при поддержке местных администраций проводятся тематические блиц-курсы — «Вклад России в мировое искусство», «Встречи с Прекрасным», «Погружение в мир искусства», «Шедевры на все времена», «Возрождение», «Модель ООН (ЮНЕСКО)» и другие.
Среди особенно запомнившихся можно назвать успешное проведение игры «ЮНЕСКО» в Переделкино (2014), в которой приняли участие школьники из Хакасии, Ингушетии, Чеченской республики, Татарстана и Дагестана.
Положительные отклики получают также семинары, спецкурсы, обзорная лекция-диалог для преподавателей и учителей по техникам и практикам использования игрового обучения. Заинтересованно прошли встречи-семинары с директорами и методистами библиотек Подмосковья (2011), преподавателями художественных школ Подмосковья (2012-2014), Самары (2012, 2014), Новокуйбышевска (2015) и др. Кроме вышеупомянутых, ряд организаций и учебных заведений Севастополя, Крыма, Владивостока, Якутии и других российских регионов высказали заинтересованность принять участие в реализации проекта.
Руководитель проекта проф. Л.Л. Графова — автор многих учебников, общеобразовательных и специализированных проектов, блиц-курсов, деловых игр, методических разработок и уникальных методик изучения мировой художественной культуры — более 30 лет занимается популяризацией и внедрением в традиционный учебный процесс методов активного обучения, изложенные в монографиях «Технология проведения деловой игры на иностранном языке» (1989) и «Композитный подход в обучении иностранным языкам» (2000). В 1991 году под её руководством в Великобритании (Лондон) группа из 20 школьников Москвы впервые приняла участие в международной имитационной деловой игре “MUN” («Модель ООН») и получила приглашение на участие во всех последующих играх “MUN” в различных странах.
Первый авторский блиц-курс «Сохраним культурное наследие» Людмила Леонидовна Графова и Татьяна Петровна Лазарева провели в Первой Московской гимназии 27-28 апреля 2006 года (по просьбе администрации школы — на английском языке, с использованием материалов из пособия Т.П. Лазаревой «Protecting Cultural Heritage» (2000) и книги Л.Л. Графовой “A Businessman’s Treasure Trove”(1989).
27 — 28 апреля 2017 года в московской школе НИКА успешно прошёл блиц-курс «Сохраним наследие цивилизаций» с проведением «Игротеки» (в первый день занятий) с использованием 77 плакатов и «Банка игр» из книги авторов «Познавая прекрасное» (издательство ЛУКОЙЛ, 2008) и деловой имитационной игры в формате «Модель ООН — ЮНЕСКО» (во второй день). Победителям и участникам игры были вручены памятные Дипломы ПАНИ.
С приветствием к участникам блиц-курса обратился Вице-Президент ПАНИ, Секретарь правления Союза писателей России, писатель и драматург, режиссёр и актёр, Заслуженный артист России Валерий Александрович Иванов-Таганский:
«Дорогие юные друзья прекрасного!
Конец ХХ века и начало ХХI века пополнили список удручающих примеров разрушения и утраты значимых культурных ценностей – части исторического наследия всего человечества. ЮНЕСКО не жалеет усилий по сохранению памятников прошлого для будущих поколений. И меня искренне радует, что сегодня и вы присоединяетесь к этому благородному процессу и готовы поддерживать такие жизненно важные, масштабные проекты ЮНЕСКО, как культура и образование.
Желаю успехов в ваших начинаниях и устремлениях. Не думайте, что вы должны непременно стать постоянным посетителем галерей или музейным занудой, чтобы внести искусство в свою жизнь. Произведения искусства можно найти повсюду: на улицах и площадях, соборах и церквях и даже в метро…Каким бы разным ни было искусство, оно живет. И наша задача – вместе сделать всё возможное, чтобы сохранить его!
Пусть искусство станет частью вашей увлекательной и счастливой жизни!”