Человечество уже давно пришло к выводу о том, что на Земле всё взаимосвязано. Я в этом еще раз убедился в тот день, когда познакомился с уникальными творениями большого мастера из Самары, который не перестаёт удивлять нас на протяжении нескольких десятков лет своим взглядом, своей концепцией на предназначенье скульптуры как способа выражения чувств. Свои свершенные-совершенные проекты он выставил в фойе второго этажа Центрального Дома учёных на Пречистенке.
В тот день в Москве был сильный ветер, дождь – что-то похожее на ураган. Неординарное состояние природы, как и событие, очевидцем которого я стал.
— Это событие для Москвы и, уверена, для всей России, — сказала мне в интервью кандидат филологических наук, профессор и академик ПАНИ Людмила Леонидовна Графова, — Иван Иванович Мельников, казалось бы, следует вечному правилу, выведенному великим Микеланджело: взять камень и отсечь всё лишнее, однако это правило лишь фигурально определяет путь к успеху — творчество Ивана Мельникова настолько разнообразно, разнопланово и разновелико, что о нём нельзя сказать односложно.
Нынешняя экспозиция впечатляет. Всем. И тематикой. И материалом. И философичностью. И даже количеством – произведений из бронзы, камня и дерева не так много – 23. Автор тщательно подобрал скульптуру к скульптуре для того, чтобы зритель почувствовал гармонию, которая, по сути, лежит в основе всего, что создает художник.
Дерево, левкас и раскраска – такое пояснение на табличках можно прочитать у серии лирических работ. «Ромео и Джульетта», «Рождение», «Страсть» — названия говорят сами за себя. Они – о любви. Линии фигур подчеркивают пластичность образов, их красоту и чистоту.
Созерцая их, думаешь о том, что хотел сказать нам мастер, уверенно проводя по той или иной траектории резцом, но, поскольку рядом со мной стоит создатель, то обращаешься к нему с вопросом, который вряд ли относится к категории корректных: что, мол, хотел сказать… И всё же задаю этот вопрос. И вот каков ответ:
– Пластические решения помогают осмыслить пространство, увидеть его в ином свете. При создании некоторых работ утрирую формы для того чтобы все элементы гармонично сочетались. Что касается материала, его выбор зависит от идеи. И всё же я не хотел что-то растолковывать зрителю: каждый из вас видит то, что хочет. Всё зависит от уровня культуры и способности погружаться в мир искусства. Для меня все зрители интересны. Когда ты в мастерской что-то делаешь, ты как бы «сживаешься» со своим творением и перестаешь его чувствовать. Другое дело – глаза зрителя: если они светятся, осмысленно взирают на твое произведение — ты понимаешь, что оно состоялось. Ощущения другого человека соприкасаются с моими, это очень приятно, и возникает взаимопонимание.
В первый день выставки в Доме учёных были, в основном, близкие люди, в частности, погранцы.
— Мы с Иваном учились вместе в высшем пограничном командном Краснознаменном училище КГБ СССР имени Дзержинского, — рассказал мне Виктор Иванович Носатов, полковник в отставке, ныне – писатель, член Московской городской организации СП России, — более сорока лет прошло с того момента, как нам вручили погоны лейтенантов и наши дороги разошлись, но дружить мы никогда не переставали. Рад за Ивана: он на вершине мирового искусства – это ещё раз подтверждает нынешняя экспозиция.
С Иваном Мельниковым московская публика познакомилась в 2004 году, когда пришла в ЦДХ на Крымском валу на его первую столичную персональную выставку. Вскоре он возглавил Самарское отделение Союза художников России. Иван Иванович руководит Самарским отделением Петровской академии наук и искусств.
Бурная общественная жизнь не мешает художнику творить. Его монументальные проекты социально значимы. Их фотографии удачно вписались в экспозицию выставки. Вот снимок монументального сооружения, посвященного жертвам политических репрессий в Самаре, несовершеннолетним труженикам тыла в Великой Отечественной войне, Небесному покровителю Самары Алексию, Преподобному Сергию Радонежскому. В 1991 году совместно с американским скульптором Дэвидом Барром россиянин создал монументальный комплекс «Арктическая арка», поставленный в знак дружбы народов двух континентов на противоположных берегах Берингова пролива: на мысе Уэллс (штат Аляска) и на мысе Дежнева (Чукотка). А эта дань первой профессии художника — памятник пограничникам в Мурманске.
Всё, что делает Иван Мельников, по сути своей, интересное, основательное, весомое, значимое. Как он сам. Русский, красивый, талантливый самарец. Москву он покорил в очередной раз. И это — истина.
Влад Красноярский,
заместитель председателя Московского отделения ПАНИ,
кандидат педагогических наук