Уж так принято в художественной среде – отмечать круглые даты творческих сообществ выставками.
85 лет – не совсем подходит под подобное определение, однако все считают это количество лет рубежом, дающим право себя показать и на других посмотреть. Именно такой целью и задались устроители грандиозной экспозиции в ЦДХ на Крымском валу.
— Нашему Московскому Союзу художников исполнилось 85 лет. Сформировался мощный отряд талантливых людей, — сказал, открывая выставку, президент Российской академии художеств, народный художник России Зураб Церетели, — и нынешняя экспозиция подтверждает масштаб сообщества творческих людей столицы. Сегодня МСХ объединяет шесть с половиной тысяч мастеров различных направлений и жанров.
Можно ли, пройдя по анфиладам антресольного и второго этажей ЦДХ, составить представление о том, чем жили последние пять лет художники столицы? Такой промежуток творческой жизни определён организаторами выставки. И это правильно. В 2012 году был аналогичный показ работ московских мастеров – тогда отмечали на самом деле круглую дату – 80 лет МСХ. И теперь зритель видит, как изменился взгляд художников Москвы на мир, общество, человека и природу.
Видит-то видит, да вряд ли сможет выразить словами свои ощущения: они не однозначны.
— Залы заполнены работами, которые говорят о стремлении мастеров изобразительного искусства уйти от тривиального изображения окружающего мира, — такой вывод сделала кандидат искусствоведения Светлана Александровна Гусарова, — однако пути «ухода» от неоригинального, пошлого у каждого художника свои, и не всегда финал поиска восхищает. Скорее, он будоражит воображение, заставляет пораскинуть мозгами, о чем это тут мастер размышляет?
Впрочем, в этом и состоит цель искусства – будоражить.
Выставка, особенно своей живописной частью, позволяет судить об изобилии почерков, удачных находок и необычными форматами образов. Особое место отведено работам знаменитых мастеров, которых уже нет с нами. Большой интерес вызывают полотна Андрея Васнецова, создавшего галерею монументальных произведений в так называемом «суровом» стиле. Он занимал пост председатель правления
Союза художников СССР в
1988—
1992 годах. Андрея Владимировича не стало в 2009 году. Он – внуквыдающегося русского художника, мастера живописи на исторические и фольклорные сюжеты Виктора Васнецова.
Одним из педагогов Андрея Васнецова был А.А. Дейнека, чьи работы также были выставлены на праздничной выставке. Александр Дейнека – выпускник ВХУТЕМАСа. На формирование его художественного вкуса оказали годы ученичества и общения с
В.А. Фаворским, а также встречи с
В.В. Маяковским.
Чем живут ныне здравствующие художники, которые вошли в мировую элиту живописцев? Произвели сильное впечатление полотна члена-корреспондента РАХ, заслуженного художника России Ивана Алексеевича Полиенко. Он признанный мастер современной станковой
картины. Основная тема его работ – Москва. За серию городских пейзажей он получил премию Москвы в области литературы и искусства в
2002 году.
Особое слово – о Викторе Григорьевиче Калинине, вице-президенте РАХ, заслуженном художнике России. В своё время вызвали огромный резонанс его работы: «Ворота», «Старина», «Молчание» и «Расседлавший коня». Его почерку свойственны вертикальные, горизонтальные, диагональные мазки, выразительные цветовые контрасты. Работы Виктора Калинина – это метафоры. Это символы. Это философия пространства.
Невозможно не заметить оригинальные скульптурные изображения. Они размещены по всему выставочному пространству и стремятся к гармоничному сочетанию с другими произведениями искусства. Правда, среди изобилия фигур и композиций из металла, дерева и других материалов можно затеряться (или растеряться). И как-то легко вздыхаешь, когда вдруг на пути встречается нечто такое, что вызывает желание вникнуть в замысел автора. К примеру, произведение химчанки Зинаиды Акимовны Романовой «Сизиф-ХХI». Казалось бы, бронзовая фигурка — высотой всего-то 70 сантиметров, но в ней есть то самое нечто. Причина любопытства зрителя — ассоциация с персонажем из древнегреческой мифологии: Сизиф, строитель и царь
Коринфа, за корыстолюбие и стяжательство был приговорён после смерти богами вкатывать на гору, расположенную в Тартаре, тяжёлый камень, который, едва достигнув вершины, раз за разом скатывался вниз. Выражение «сизифов труд» означает тяжёлую, бесконечную и безрезультатную работу и муки.
— Своей работой я хотела обратить внимание ныне живущих «сизифов» на то, что ненасытная жажда денег приводит к бездуховности, а это прямая дорога к гибели, — даёт пояснение Зинаида Акимовна, которая создала за свой 60-летний творческий путь целую галерею замечательных произведений, — обгоревшие крылья Сизифа и символизируют беспомощность духа, ведь они не помогут бедняге взлететь, чтобы избежать адского труда.
Входя в залы, где размещены графические листы, начинаешь испытывать чувство гордости за отечественное искусство. Это направление в изобразительном искусстве – пожалуй, самое продвинутое. В экспозиции есть работы двух химчан: Александра Ветрова и Ирины Маковеевой. О них можно без преувеличения сказать: в создании образов прошлого и настоящего, мира человека и животных они достигли совершенства. Известная во всем мире анималистка Ирина Маковеева, заслуженный художник России является активным участником движения за сохранение популяции амурского тигра. Её выставки графических образов этого красивого животного проходили в посольстве Великобритании в Москве и в Лондоне. Зрители увидели в ЦДХ её две новых гравюры сухой иглой из серии «Собаки»: «Корги» и «Кавказская овчарка». Загляденье, да и только. Заслуженный художник России Александр Ветров – хранитель истории деревенской России. Он родился и вырос в подмосковном Куркине. Ему интересен русский традиционный уклад жизни, который ассоциируется у художника с образом матери. На цветных офортах 2004 года — «73 осень моей мамы» и «Тёплое дыхание осени» — автор до деталей выписывает картинки патриархального мира, в котором уютно русской душе.
Если бы составить одно полотно из всех работ на выставке, то получилось бы одно «Древо жизни». Так, кстати, назвал свой диптих Омар Годинес, магистр искусствоведения, академик Петровской академии наук и искусств:
— Жизнь сложна – и об этой истине я попытался рассказать в двух работах, составляющих лишь часть моих философских размышлений о том, чем и зачем мы занимаемся, приходя в этот мир и стремясь к совершенству, — раскрывает свою художественную позицию этнический кубинец, ставший уже давно в Москве «своим» и занявший свою нишу в многоликой художественной столичной среде.
— С одной стороны, нашим мастерам присущ сугубо современный подход к решению разнообразных творческих задач, — сказал на открытии Виктор Александрович Глухов, возглавляющий МСХ с 1990 года, — с другой, заметно следование традициям отечественного изобразительного искусства.
Влад КРАСНОЯРСКИЙ