НЕМЁРТВЫЙ СЕЗОН ВО ДВОРЦЕ

Лето, как известно, небогато на события в сфере культуры: театры закрывают сезон, дворцы и дома культуры, а также библиотеки пустеют, а всё потому что народ покидает города – кто на дачу, кто – на море. У художников это время года именуется «мёртвым сезоном».
Стараясь опровергнуть это устоявшееся мнение, химкинские мастера изобразительного искусства каждый год в начале июня бросают клич своим собратьям, предлагая организовать выставку, которую называют, не мудрствуя лукаво, летней…
— Мы посоветовали коллегам подготовить весёлые и жизнерадостные работы, — даёт пояснение ответственный секретарь Химкинского отделения Союза художников Подмосковья Анна Литвинова, — тема такой выставки — свободная, позитивная, можно порадовать любителей искусства абстрактными, фантазийными, цветочными, душевными композициями.
Пройдясь по фойе второго этажа, можно сделать вывод о том, что художники вняли призыву и представили на суд зрителей всю палитру стилей, направлений, техник и жанров. Солнечным светом наполнен диптих Степана Химочки «Прекрасный зимний день». Живописец обладает уникальной способностью создавать микроатмосферу на полотне, используя особое сочетание красок – синего с розовым, жёлтого с белым, и, кроме того, он ловко играет со светотенями. На этих работах – деревья отражаются во льду речушки. Розовый свет раннего восхода веселит глаз. Поля залиты талыми водами, а рощица освещена солнцем.
— Это не может не радовать человека, когда он входит в зал и видит солнечный мир, которым наполнены картины, в то время, когда на улице пасмурно, беспрестанно идёт дождь, — так передаёт своё ощущение экспозиции директор дворца А.П. Жукова.
О радости жизни – живопись Сергея Скачкова. Глядя на его «Осенний урожай», ловишь себя на мысли, что хочешь ощутить аромат этих яблок, взять в руки золотистую тыкву и приготовить блюдо из початков кукурузы…А как хорош его «Мостик на Клязьме»! Вдруг возникает желание отыскать его где-то в Старбееве и постоять на нём, всматриваясь в гладь реки.
Летней теме полностью соответствуют работы слена ПАНИ Анастасии Удовой, написанные на Волге – на одном холсте – два теплохода у причала, катер и лодка, скользящая по воде; на другой – сухогруз и корабль «Спартак». Всё решено в светло-голубом, как будто прозрачном тоне, и ты ощущаешь и дуновение ветерка, и ласковое тепло волны.
Какое же лето без цветов! Художники пишут и пишут их безостановочно на пленэрах, благо – на протяжении всего лета распускаются бутоны то одного цветка, то другого. «Садовые розы» Евгении Ештаковой – они сорваны и поставлены в стеклянную вазу на старинный круглый столик. Уютно и красиво. Ароматом этих дивных цветов как будто веет от полотна члена-корреспондента ПАНИ Натальи Баженовой. А вот «Водные лилии» Тамары Жуковской. Они – крупным планом, но воображение дорисовывает тихую заводь, где растут эти чудо-цветы. «Натюрморт с лилиями» Анатолия Дудника – белые цветы в синей вазе, на столе – скатерть, которую хозяин не успел расправить…
Триптих «Времена года» Натальи Хохловой нарисован гуашью – это небольшие по размеру картинки, выглядят, как иллюстрации к стихам, наверное, о трёх временах года. Куда же делось четвёртое? Хорошие рисунки карандашом у Сергея Максимова: «Лето» и «Всадник». Выставлена картина Николая Рылова, почившего несколько лет назад, но мы его помним и продолжаем восхищаться тому, насколько тонко он умел передавать свою любовь к родному краю. «Утро раннее» — стог сена, погруженный в низко стелящийся туман, река и леса…
Много абстракции, я бы сказал так: работы на выставке «идут» в русле современного искусства, и они подтверждают торжество этого неоднозначного направления в российском искусстве. Александр Куреков совмещает несовместимое, благодаря нестандартному мышлению, позволяющему заглянуть в мир тайн. «Сон» — вверх по длинной лестнице идут обнажённые женщина и мужчина, над ними простирается костлявая рука. Есть еще детали, которые имеют для художника глубокий смысл. А нам – думать и думать над ними… слен-корреспондент ПАНИ Лариса Васильева восхищает яркостью красок, которые она выбирает для создания искреннего повествования, например, о букете. Виля Рызванова волнуют сюжеты древнегреческой мифологии. «Икар» нарисован тушью на большом листе бумаги. На переднем плане – вдвое мужчин, полагаю, Дедал с сыном. Отец рассказывает Икару, что станется с ним, если он полетит на крыльях к Солнцу, и над ними в небе – хаотичная картинка, в которой можно угадать падение юноши, дерзнувшему бросить вызов законам природы.
Иносказаниями и переложением мифологического материала на живописный язык увлечена член-корреспондент Елена Зеленчева, «Лев» и «Грифон» изображены скульптурно, и ты мыслями переносишься на набережные Невы, украшенные подобными фигурами, и ещё дальше – в Египет… Диковинные птицы – попугаи на картине Станислава Швецова – не что иное, как иносказание. Каждая из четырёх птах, разместившихся в ряд на одной жёрдочке, имеет свой характер, положение в социуме: один внимает, другой прислушивается, третий – явный оппозиционер. Есть и самый главный: он говорит! Наше общество в миниатюре. «Макушка лета», в представлении Эдуарда Есенкина, — это загорелая девушка, стоящая на фоне палисадника и сада с цветами, кирпичных зданий и заводских труб. Почему бы и нет? И его же – «Левый берег»: здесь нетрудно угадать место, которое изобразил художник, по арочному мосту и каналу имени Москвы.
Устройте себе поход во дворец, тем самым вы присоединитесь к художникам, так упорно не желающим соглашаться с тем, что лето – это «мёртвый» сезон. Кстати, на первом этаже продолжает работать выставка Виктора Степашкина. Памяти мастера.

Влад Красноярский,

руководитель секции «Изобразительное искусство» МО ПАНИ,

искусствовед, член Союза художников России

image image1