ЗОЛОТОЕ КОЛЬЦО – В КРАСКАХ

Почему-то впервые подумалось о том, что профессии художника и артиста похожи тем, что театрал и поклонник изобразительного искусства видят только результат труда, а ведь есть ещё и значительная часть жизни творческих людей, которая скрыта от наших глаз: у актеров – долгие репетиции, у художников – работа в мастерских или на пленэре.

Подумалось об этом, возможно, потому, что картины, которые в преддверии осени заполнили пространство фойе 2-го этажа ДК «Родина», могли бы стать одной большой декорацией к спектаклю под названием «Русь православная»: в каждом произведении – купола церквей, а ещё – леса, поля и реки, которые так любили изображать классики отечественной художественной культуры.

Сюда бы прийти сценаристу, чтобы вдохновиться на создание драматического текста для театра! Правда, такого примера в театральной истории нет – чтобы пьесу писали по мотивам холстов. Хотя что-то похожее было в театре Юсуповых в усадьбе Архангельское, где был выстроен театр итальянцем Пьетро Гонзага, по сути, для демонстрации огромных декораций.

Что же может привлечь любителя изобразительного искусства на нынешней выставке, большая часть которой посвящена 50-летию Золотого кольца России? Ах, какие красивые города стоят на берегах Волги! Их уголки и запечатлены на полотнах химкинских художников.

— Я постоянно посещаю Плёс, — рассказывает о своих маршрутах по знаменитому кольцу Анастасия Удова, — здесь фантастические пейзажи – их невозможно не писать! Ими восхищался Исаак Левитан. На его картине есть церковь святой Варвары.

Этот храм изображен и на пейзаже Анастасии Удовой. Прежде чем писать старинные города, она знакомится с их историей, в которой нередко много трагедий, как, например, в судьбе двух древних русских городов: Борисоглебска и Романова – они были расположены на двух берегах Волги, но в советское время их превратили в один населенный пункт, назвав в честь революционера Тутаева. С одного берега на другой можно попасть на пароме. На полотне художницы – оба берега, на одном – Казанская-Преображенская церковь, на другом – храм Воскресения Христова.  Недалеко от Тутаева – Свято-Введенский Толгский женский монастырь, и о нём так же интересно рассказывает Анастасия. Сдержанно. С любовью и почтением.

Этюдом декорации к спектаклю об истории Ростова Великого можно воспринять живописное эссе Вадима Мигеля, хотя сразу оговорюсь: «Ростов Великий» — вполне самостоятельное творение одного из лучших живописцев нашего времени, который к тому же преподаёт в Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова.  В 2015 году он совершил путешествие по Волге и написал серию работ о Золотом кольце. Одна из них — «Волга – Кострома» делает содержательнее и красочнее осеннюю экспозицию дворца. Супруга художника Ольга Мигель тоже причастна к православной теме. Она сумела передать нам своё отношение к монументальности и незыблемости Пафнутьево-Боровского монастыря, основанного в 1444 году на возвышенности при впадении реки Истерьмы в Протву. В советские годы территорию монастыря превратили в исправительную колонию. Трагедия. Но обитель возрождена.

О Ростове Великом, основанном в 682-м году и ставшем в 10-м веке одним из центров Ростово-Суздальской земли, сказал своё слово и Фёдор Помелов: его привлекла строгой простотой древняя «Звонница», а по «Двору Ростова Великого» так и хочется прогуляться, чтобы окунуться в атмосферу жизни современного простого горожанина — небогатой жизни.

Во вторую часть экспозиции, посвященную русским городам и весям, прекрасно вписываются полотно Ольги Мигель «Успенский собор Свято-Троицкой Сергиевой лавры» и «Деревня Акулово» (под Волоколамском) Юрия Лютера, который исповедует абстрактное искусство, но на этот раз он рассказал вполне понятным, реалистическим языком о столице: «Вид из Кремля на храм Христа Спасителя» весьма красноречиво говорит о непоколебимости русского духа, ведь история этого культового сооружения, построенного в 1839 году по проекту К.А. Тона в память о погибших в Отечественной войне 1812 года. Он был разрушен в 1931 году, но восстал. Картина Юрия Лютера необычная: такое впечатление, что автор применил технику кракелюра, искусственного состаривания. Но это только впечатление. Просто художник ушёл от ярких красок, которыми сияют купола церквей.

С предложениями пройтись по «своей» Москве обращаются к нам Елена Зеленчева («Старая Москва»), Константин Синявин («Симонов монастырь»), да и на Химки тоже можно полюбоваться, смотрев на них глазами Инессы Мельник («Храм Богоявления») и Константина Синявина («Усадьба Патрикеева»). Романтики найдут в экспозиции лирические новеллы по душе: «Лесной ручей» Анатолия Дудника, «Шелест осенних листьев» Юлии Смирновой. Новыми абстрактными опусами удивил Александр Куреков («Архитектурная фантазия»).

Праздник искусства состоялся, и на нём было радостно, и не только от созерцаний творчества – в эти дни 35 лет назад художественным руководителем дворца стала Г.В. Астафьева, которая оказывает неоценимую помощь и поддержку химкинским художникам, лишившимся в 2005 году своего выставочного зала (он был продан). Теперь выставки проходят в фойе дворца. Председатель Химкинского отделения Союза художников Подмосковья Константин Синявин преподнёс Галине Васильевне букет цветов.

Влад Красноярский

 

IMG_1331IMG_1357