ЖИВАЯ ЖИЗНЬ КИРЫ ГАВРИЛОВОЙ

Человеку свойственно восхищаться всем, что чудесным образом создала природа. Как можно пройти мимо порхающей между цветами бабочки, пусть даже самой простой – капустницы?А если это изумительное творение мироздания лицезреет творческий человек? У него, конечно, возникает желание создать нечто легкое, воздушное, прекрасное. Музыканты воплощают свои мысли об этом чуде в звуках. Вспомним хотя бы прекрасных «Бабочек» Вольфганга Амадея Моцарта.

Не менее интересно на тему бабочек размышляют художники. И в этом можно было убедиться, заглянув в библиотеку имени В. В. Вересаева в Ружейном переулке, 4. Рядом бежит Садовое кольцо, шумит Москва, а в стенах этого культурного учреждения «летают» бабочки, которых «отправила в полёт» волшебница Кира Гаврилова.
— Мы с радостью приняли Киру Тимофеевну и её работы, — сказала, знакомя гостей с новой экспозицией галереи «Живая жизнь», её хозяйка, кандидат философских наук, искусствовед и живописец Анастасия Данилочкина, — далеко не у всех мастеров изобразительного искусства можно найти интересную серию работ на столь «узкую» тему. Мы воспринимаем желание автора показать свои творения именно у нас как подарок к первому, самому маленькому юбилею галереи — пятилетие.

Чем же интересна эта необычная коллекция, состоящая из 11живописных полотен, трёх графических листов и трёх картин, выполненных в технике компьютерной графики? Кроме того, в стеклянных витражах размещены керамические изделия, и тоже по мотивам жизни бабочек. Такое разнообразие техник, которыми в совершенстве владеет Кира Гаврилова, позволяет ей представить наиболее полно «Волшебный мир природы» (так названа экспозиция), конечно, в трактовке художника.
Она не только с красками, акварелью и глиной легко управляется – Кира Тимофеевна – великолепная рассказчица (член Союза писателей России), и на открытии выставки художница продемонстрировала свой талант и в писательской ипостаси, рассказав об объектах своего восторга:
— Разве можно быть равнодушной к такой красоте? Вот олеандровый бражник, которого называют ещё и ночной бабочкой. Таких исключительных раскрасок крыльев этого чуда природы больше ни у кого из фауны не встретишь, как и её родственницы – винного бражника. Кстати, эти виды бабочек вымирают, и они занесены в Красную книгу, как и множество иных бабочек. А всего на Земле порхают 170 тысяч видов бабочек, и 170 из них – бражники.

Когда Кира Тимофеевна коснулась темы создания образа олеандрового бражника, мне вспомнилось первое знакомство с живописным «портретом» этой бабочки пять лет назад в зале Московского Союза художников в Старосадском переулке. Экспозиция была составлена на тему «Беспредметное искусство», и всё выставочное пространство было заполнено абстракцией, к которой у меня неоднозначное отношение. На фоне «беспредметных» творений москвичей живописное эссе Киры Гавриловой приковывало внимание не только моей персоны – все посетители живо интересовались «предметом», изображённым вполне реалистично, если не считать того факта, что на полотне лишь намёк на бабочку: с точностью, приближающейся к реалистичности, выписаны замысловатые «орнаменты» крыльев. И тогда у меня родились стихи. Прямо на вернисаже в голове пронеслись первые строчки:
«Ночи сказочный стражник,
Краской празднично соткан,
Олеандровый бражник
Замер взмахами кротко…»
Я тут же поделился с художницей своим желанием немедленно «додумать», «допереживать», «дооформить» свои сильные ощущения, вызванные созерцанием необыкновенной картины.
Стихи были дописаны мною в метро. И на открытии выставки в галерее «Живая жизнь» они прозвучали из уст Киры Гавриловой. Получился восхитительный перфоманс, в котором было гармоничное соединение нескольких видов искусства, да, к тому же, автор картин была одета под стать своим моделям – элементы её одеяния были так же легки и воздушны, как крылья бабочек.
— Я как художник, исповедующий геометрическую абстракцию, нахожу в работах Киры интерес к обобщениям, разговору со зрителем на своём языке, а не на том, который свойствен обывателю, ведь ему, зачастую, подавай Шишкина, и только, — таким умозаключением поделился член-корреспондент Петровской академии наук и искусств Искандер Ильязов, выставки которого с большим успехом проходят по всей Европе, где зритель совсем иной, нежели в России.
Нет сомнения в том, что весь осенний вечер, который провели поклонники изобразительного искусства в библиотеке имени В. В. Вересаева, был наполнен гармонией – между присутствующими, во-первых, и между гостями и произведениями искусства, во-вторых.
— Всё сложилось именно так, — сказала директор этого известного в Москве культурного очага, входящего в сотню лучших библиотек города, Светлана Жуликова, — и нам приятно, что эксклюзивная выставка Киры Гавриловой проходит в нашей библиотеке в год 150-летия со дня рождения Виккентия Виккентьевича Вересаева, который считал «Живую жизнь» одним из самых дорогих его сердцу произведений в своем творчестве. Первая часть которого – «О Достоевском и Льве Толстом» – вышла в 1910 году, вторая – «Аполлон и Дионис» – в 1914-м. В то время они вызвали большую полемику: в атмосфере реакции, охватившей русское общество, Вересаев выступал против пессимизма, ницшеанства и декадентства, против культа звериного инстинкта в человеке, воспевая светлые начала жизни. И нынешняя выставка вполне вписывается в концепцию «живая жизнь».
Несправедливым было бы не сделать акцента на керамических изделиях Киры, вспомнив, как в начале её творческого пути после окончания Харьковского художественно-промышленного института она создавала один за другим мозаики и витражи на архитектурных объектах. С гордостью она рассказывает о своём мозаичном панно, размещенном на торце административного корпуса завода приборостроения в своём родном городе Саратов, где ею была создана еще одна мозаика «Наука и искусство» в библиотеке экономического института. Саратовцы и сейчас любуются витражами на тему «Натюрморты» в столовой Главпочтамта. И это далеко не все декоративно-прикладные творения Киры Гавриловой.
Бабочки, воплощенные в керамике и выставленные на обзор в галерее «Живая жизнь», украсили бы любой, даже самый изысканный интерьер.

Кира Гаврилова любит удивлять зрителя, и это ей удаётся, хотя такую задачу вряд ли она ставит перед своим искусством:
— Скорее, я люблю радовать человека, давать ему пищу для размышления, — вот так она обобщает цель, которую можно отнести к категории высоких.
Избранная в Петровскую академию наук и искусств (член-корреспондент с 2016 года), она успевает участвовать во всех проектах Московского отделения, в которой создана мощная секция «Изобразительное искусство». В академии прошёл 1-й Международный конкурс «CUBA VIVA», и в номинации «Пейзажи Кубы» Кира Гаврилова стала обладателем Гран-при за работу «Куба. Кайо Санта Мария. Домик у моря». Высокую оценку её работе дал известный кубинский художник Омар Годинес Ласо:
— В картине чувствуется атмосфера этого уголка острова. Но удивляться тому, как и какими средствами этого добился автор, не стоит, потому что Кира Гаврилова ничего не делает с наскока, не продумав, не исследовав суть предложенной конкурсом темы. Работа сделана с любовью. С любовью к Кубе и народу.

И во всём, что делает Кира Тимофеевна, чувствуется трепетное отношение к миру, который ей дорог своей открытостью, чистотой и красотой. Этими качествами и она обладает в полной мере.

Владимир Кузнецов (Влад Красноярский),
профессор ПАНИ, искусствовед, член Союза художников России,член Союза журналистов России, кандидат педагогических наук.

1-IMG_04671-IMG_04311-IMG_0466