ВЕХИ ЕЛЕНЫ ЗЕЛЕНЧЕВОЙ

У каждого человека рано или поздно возникает желание рассказать о себе, своих чувствах и представлении о мире. Легче всего это удаётся сделать творческому человеку.

Такой рассказ можно «прочитать», побывав на выставке Елены Зеленчевой в ДК «Родина»: пройдитесь по фойе второго этажа, и вы увидите картины, которые можно назвать главами из книги о большой и интересной жизни нашей современницы.

— Это моя первая персональная выставка в Химках, — поясняет Алена Борисовна, — и я решила показать весь спектр поисков своего почерка. Экспозиция состоит из серий, или блоков, которые дают представление о том, чем я живу, о чем мечтаю, а ещё о том, как я понимаю счастье.

Невооруженным глазом видно, что художница трепетно относится к своей семье, и об этом красноречиво повествуют портреты её родных. Сын Олег изображён на берегу Химкинского водохранилища. Серьёзный, задумчивый, сосредоточенный взгляд, устремлённый вдаль. Поза человека, который не боится трудностей. На табличке написан год создания произведения: 1993-й. Тогда ему исполнилось 20 лет. Жизнь только начиналась.

Эта работа в экспозиции – самая давняя, так что на выставке – работы, созданные Еленой Зеленчевой за 24 года. Она любит рисовать своих внучек: на групповом портрете – Вероника и Алиса. Они как будто сказочные героини.

Их образы гармонируют с изображением русской красавицы на картине «Девица» из триптиха, навеянного творчеством Бориса Кустодиева, с подражания которому, по признанию мастера, она начинала свой путь. Вряд ли сейчас в произведениях Зеленчевой          кто-то увидит слепое следование манере её кумира – у автора «Девицы» — иной способ раскрывать тему красоты русской женщины, и он зрителю по душе.

— Мы часто на всех выставках в нашем дворце видим работы Елены Борисовны, — сказала, открывая выставку, художественный руководитель ДК, заслуженный работнику культуры России Г. В. Астафьева, — и радуемся ее фантастическим работам, но сегодня она показала себя как человек, которому интересно всё, что её окружает, как человек разносторонний, глубокий, содержательный.

Она в совершенстве владеет рисунком, так что ей не составляет труда писать реалистические сюжеты. Вот портрет отца художницы Зинковского Бориса Дмитриевича в военной форме и с орденом Красной Звезды на гимнастёрке. Он ушёл на фронт в первый день. При освобождении Польши от фашистов во время разминирования полей был тяжело контужен. Дочь нарисовала отца, когда ему шёл 24-й год… Вполне реалистичны у Зеленчевой получаются и пейзажи. «Дорога домой» — эту сюжетную картинку она наблюдает зимой каждый день, когда идёт в Нахабинскую гимназию № 4, где учит детей рисовать.

И всё же в творчестве художницы прослеживается её пристрастие к иносказаниям, к «второй реальности» — отсюда появляются сюжеты, такие, как «Город против злых» или «Ангел, ведущий за собой».

— Помимо того, что мы видим, — размышляет Елена, — есть ещё и духовное пространство, которое очень тесно связано с реальностью, но как его нарисовать? Над этим голову ломали творцы всех времен. Вспомним писателя Карлоса Костанедо: он изложил мир магов с их способностями превращаться в животных, мгновенно перемещаться в пространстве и быть в двух местах одновременно. Вторая реальность – то, что мне помогает в повествованиях, например, по мотивам древнегреческой мифологии.

Елена Зеленчева склонна к эзотерическому пути познания человеческого и мифического начал — пути самопознания. В результате на холсте появляется, к примеру, многофигурная композиция «Сон Ариадны». Здесь собраны все моменты жизни возлюбленной Тезея, которого богиня спасла, бросив ему клубок ниток, тем самым он смог найти выход из лабиринта. Те нити незримо на картине Зеленчевой соединяют воедино всю жизнь.

Из подобных нитей художница соткала и всю экспозицию, соединив на палитре своего творчества то, что называют словом из высокого стиля – вехи.

Влад Красноярский, профессор ПАНИ, руководитель секции «Изобразительное искусство» МО ПАНИ, член Союза художников России. Фото автора

1-IMG_0715 1-IMG_0731