КАКОВ МИР ЖЕНЩИНЫ?

В Московском отделении ПАНИ – более 30 живописцев, графиков, искусствоведов. Они участвуют в проектах секции «Изобразительное искусство» (руководитель Владимир Кузнецов). Готовится выставка МО ПАНИ «Россия, здравствуй!» — она стала традиционной, состоится уже в пятый раз. А еще по весне проходит десять лет выставка МО ПАНИ «Весенняя симфония». Большой резонанс получил конкурс-проект МО ПАНИ «Живая Куба». Принимают участие художники ПАНИ и в тех выставках, которые организует Союз художников Подмосковья.

На очередной выставке свои работы показали члены-корреспонденты ПАНИ Елена Лебедянская и Наталья Баженова, действительный член ПАНИ Лариса Васильева, член ПАНИ Анастасия Удова.

КАКОВ МИР ЖЕНЩИНЫ?

Вряд ли можно найти однозначный ответ на этот вопрос, впрочем, рассуждения о различиях подходах к творчеству с точки зрения принадлежности мастера к тому или иному полу, на мой взгляд, вообще не уместны. К примеру, слово «художница» относится к разговорному стилю, как и поэтесса.

Очередная выставка в стенах ДК «Родина» — «женская»: на табличках под картинами можно прочитать лишь фамилии представительниц прекрасной половины человечества. Так решили организаторы – правление Химкинского отделения Союза художников Подмосковья.

IMG_1153

Участники выставки

— Проект состоялся, — сказал, открывая выставку 4 марта, председатель отделения Константин Синявин, — в результате мы увидели богатое разнообразие стилей, техник и тем. В основном, это яркие повествования о жизни человека, природы, что делает произведения философскими.

 

Елена Лебедянская (справа) и Константин Синявин открывают выставку

Излишне говорить о том, что женщины-художники в который раз подтвердили своё право разговаривать на равных с мужчинами-художниками. Пейзаж в звонко голубом цвете с символом России – берёзками «Зимний вечер» — этот взгляд на красоту русской природы принадлежит Елене Лебедянской. И вот ещё – «Превращение» — в стиле фэнтези. Заявленная в названии тема и составляет суть этого отнюдь не нового способа изображения своих мыслей о мире. Вспоминается Сальвадор Дали и его «Метаморфозы Нарцисса». С момента создания полотна прошло более 80 лет, но сюрреализм, отличающийся аллюзиями и парадоксальными сочетаниями форм, и его производные продолжают жить и развиваться.

Продолжает экспериментировать Наталья Баженова: из текущих красок по холсту сам по себе «вырисовывается» образ. Как пример – «Стихия полёта» — на полотне в хаосе цвета возникает силуэт лошади. Мастер любит экспрессивные эссе: её «Тамара и Демон» одухотворенные, но земные, понятные, хотя не менее загадочные, чем у Михаила Врубеля. У Баженовой – это просто любовь. Такой же мотив слышится в «Пробуждении» Анны Ремыги. В обнажённом облике только что очнувшейся ото сна девушки столько чистоты и радости, красоты и возвышенности!

IMG_1135

Своим впечатлением делится искусствовед Владимир Кузнецов

Причудливую форму обрёл железнодорожный мост через канал имени Москвы, благодаря взгляду на это гидротехническое сооружение художника Ирина Цапок-Шибаловой, явно тяготеющей в своих художественных пристрастиях к импрессионизму. Её рисунок лишён каких-либо подробностей: автор пытается уловить и передать общее впечатление от того, что видит глаз в конкретный момент. У неё в помощниках — цвет и фактура. Что-то в духе Камиля Писсарро. Мост Ирины – это яркая изогнутая линия, отражающаяся вместе с многоэтажками Химок в зеркале воды.

— Мне хочется приобщиться к сообществу художников, чтобы понять себя, — признается Ирина, — маслом начала писать совсем недавно, это результат занятий в мастерской Виктории Тенета. Навыки живописца получила и на занятиях у Натальи Баженовой.

Ирина – военный пенсионер, переводчик, служила одно время в Германии. Теперь у неё масса времени для самовыражения. Посетители выставки «Мир женщины» в ЦДХ с интересом рассматривают ее этюды с цветами. И в Химках тоже есть её композиции – с маками и ромашками.

Одно время на выставках, приуроченных к женскому празднику, было очевидным увидеть море цветов на холстах и бумаге. И сегодня их немало. Анастасию Удову можно назвать флористом, специалистом высшего класса по созданию композиций из цветов. Две небольшие работы – а от них нельзя отвести глаз: то ли пастельная гамма притягивает внимание, то ли загадочность цветка? Своим «Горицветом» Лидия Бурканова приглашает нас в волшебный мир, который существует только в нашем воображении. Ну чем не фэнтези? Её же – «Степной Крым» — отзвуки импрессионизма: на полотне – впечатления художника, влюбленного в этот загадочный полуостров.

Как передать свои впечатления, пользуясь фотокамерой? Посмотрите работы Анны Литвиновой – на них, казалось бы, ничем не примечательные уголки Вероны и Дезенцано дель Гарда, где жил и творил Леонардо да Винчи. Автора заинтересовала эклектика, живые примеры соединения разных стилей в буквальном смысле – дома (на удивление разные – и по архитектуре, и по колору фасадов) стоят впритирку. Дружной компанией. Так и хочется воочию их рассмотреть.

«Мир любви и счастья» — вот так определяет своё пространство Лариса Клюева. И этот мир не может существовать без цветов. Интригует своим представлением о «Зарождении» Светлана Политина. Лариса Васильева решила развлечь зрителя «Скоморохами» и флорой тоже.

IMG_1154

Лариса Васильева со своими работами

Нашлось место на выставке и портретам. Признанный мастер этого жанра – Ольга Кудрявцева. Две живописные работы. На одной — образ её прабабушки по линии отца Татьяны Александровны Агаповой (на снимке). Внук — известный художник Виктор Степашкин более четверти века руководил студией при ДК «Родина». Мастера уже нет с нами, но его имя увековечено в названии студии, и ею теперь руководит дочь художника, а ещё она ведет курсы подготовки юных дарований к поступлению в художественные вузы, преподаёт академический рисунок.

— Татьяна Александровна позировала мне в 2001 году, когда ей исполнилось 97 лет. Тогда я только что окончила художественно-графический факультет Московского педагогического университета. Я, конечно, волновалась, как оценит мою работу прабабушка. Ей портрет пришелся по душе.

КАКОВ МИР ЖЕНЩИНЫ2

Ольга Кудрявцева. Портрет прабабушки Агаповой Т.А., 2001 год. Х.,м.

Вторая работа – автопортрет, созданный в 2002 году. Ольга Викторовна видит себя сосредоточенной, думающей, уверенной, а зритель добавляет к этому ряду эпитетов – красивой, умной и талантливой.

Так решили составители экспозиции — поместить рядом с работами Ольги Кудрявцевой портрет «Женщины в красном», написанный Евгенией Лясниковой, только что вступившей в Союз художников Подмосковья. Автор сотворила образ красавицы в нарядном длинном вечернем платье. Что навеяло такое решение? Вертикальный портрет французской актрисы Жанны Самари кисти Огюста Ренуара? Или «Портрет мадам Икс» Джона Сингера Сарджента? В этом параде красоты можно утонуть от ощущения восторга.

Посетители дворца уже оценили творения химчанок.

— Такую гамму впечатлений я давно не получала, даже бывая на столичных выставках, — говорит Инна Остренок, — талантливы наши химчанки, ничего не скажешь!

Влад Красноярский, профессор ПАНИ по секции «Изобразительное искусство», руководитель секции искусствоведения Химкинского отделения СХП,