В Московском отделении ПАНИ – более 30 живописцев, графиков, искусствоведов. Они участвуют в проектах секции «Изобразительное искусство» (руководитель Владимир Кузнецов). Готовится выставка МО ПАНИ «Россия, здравствуй!» — она стала традиционной, состоится уже в пятый раз. А еще по весне проходит десять лет выставка МО ПАНИ «Весенняя симфония». Большой резонанс получил конкурс-проект МО ПАНИ «Живая Куба». Принимают участие художники ПАНИ и в тех выставках, которые организует Союз художников Подмосковья.
На очередной выставке свои работы показали члены-корреспонденты ПАНИ Елена Лебедянская и Наталья Баженова, действительный член ПАНИ Лариса Васильева, член ПАНИ Анастасия Удова.
КАКОВ МИР ЖЕНЩИНЫ?
Вряд ли можно найти однозначный ответ на этот вопрос, впрочем, рассуждения о различиях подходах к творчеству с точки зрения принадлежности мастера к тому или иному полу, на мой взгляд, вообще не уместны. К примеру, слово «художница» относится к разговорному стилю, как и поэтесса.
Очередная выставка в стенах ДК «Родина» — «женская»: на табличках под картинами можно прочитать лишь фамилии представительниц прекрасной половины человечества. Так решили организаторы – правление Химкинского отделения Союза художников Подмосковья.
Участники выставки
— Проект состоялся, — сказал, открывая выставку 4 марта, председатель отделения Константин Синявин, — в результате мы увидели богатое разнообразие стилей, техник и тем. В основном, это яркие повествования о жизни человека, природы, что делает произведения философскими.
Елена Лебедянская (справа) и Константин Синявин открывают выставку
Излишне говорить о том, что женщины-художники в который раз подтвердили своё право разговаривать на равных с мужчинами-художниками. Пейзаж в звонко голубом цвете с символом России – берёзками «Зимний вечер» — этот взгляд на красоту русской природы принадлежит Елене Лебедянской. И вот ещё – «Превращение» — в стиле фэнтези. Заявленная в названии тема и составляет суть этого отнюдь не нового способа изображения своих мыслей о мире. Вспоминается Сальвадор Дали и его «Метаморфозы Нарцисса». С момента создания полотна прошло более 80 лет, но сюрреализм, отличающийся аллюзиями и парадоксальными сочетаниями форм, и его производные продолжают жить и развиваться.
Продолжает экспериментировать Наталья Баженова: из текущих красок по холсту сам по себе «вырисовывается» образ. Как пример – «Стихия полёта» — на полотне в хаосе цвета возникает силуэт лошади. Мастер любит экспрессивные эссе: её «Тамара и Демон» одухотворенные, но земные, понятные, хотя не менее загадочные, чем у Михаила Врубеля. У Баженовой – это просто любовь. Такой же мотив слышится в «Пробуждении» Анны Ремыги. В обнажённом облике только что очнувшейся ото сна девушки столько чистоты и радости, красоты и возвышенности!
Своим впечатлением делится искусствовед Владимир Кузнецов
Причудливую форму обрёл железнодорожный мост через канал имени Москвы, благодаря взгляду на это гидротехническое сооружение художника Ирина Цапок-Шибаловой, явно тяготеющей в своих художественных пристрастиях к импрессионизму. Её рисунок лишён каких-либо подробностей: автор пытается уловить и передать общее впечатление от того, что видит глаз в конкретный момент. У неё в помощниках — цвет и фактура. Что-то в духе Камиля Писсарро. Мост Ирины – это яркая изогнутая линия, отражающаяся вместе с многоэтажками Химок в зеркале воды.
— Мне хочется приобщиться к сообществу художников, чтобы понять себя, — признается Ирина, — маслом начала писать совсем недавно, это результат занятий в мастерской Виктории Тенета. Навыки живописца получила и на занятиях у Натальи Баженовой.
Ирина – военный пенсионер, переводчик, служила одно время в Германии. Теперь у неё масса времени для самовыражения. Посетители выставки «Мир женщины» в ЦДХ с интересом рассматривают ее этюды с цветами. И в Химках тоже есть её композиции – с маками и ромашками.
Одно время на выставках, приуроченных к женскому празднику, было очевидным увидеть море цветов на холстах и бумаге. И сегодня их немало. Анастасию Удову можно назвать флористом, специалистом высшего класса по созданию композиций из цветов. Две небольшие работы – а от них нельзя отвести глаз: то ли пастельная гамма притягивает внимание, то ли загадочность цветка? Своим «Горицветом» Лидия Бурканова приглашает нас в волшебный мир, который существует только в нашем воображении. Ну чем не фэнтези? Её же – «Степной Крым» — отзвуки импрессионизма: на полотне – впечатления художника, влюбленного в этот загадочный полуостров.
Как передать свои впечатления, пользуясь фотокамерой? Посмотрите работы Анны Литвиновой – на них, казалось бы, ничем не примечательные уголки Вероны и Дезенцано дель Гарда, где жил и творил Леонардо да Винчи. Автора заинтересовала эклектика, живые примеры соединения разных стилей в буквальном смысле – дома (на удивление разные – и по архитектуре, и по колору фасадов) стоят впритирку. Дружной компанией. Так и хочется воочию их рассмотреть.
«Мир любви и счастья» — вот так определяет своё пространство Лариса Клюева. И этот мир не может существовать без цветов. Интригует своим представлением о «Зарождении» Светлана Политина. Лариса Васильева решила развлечь зрителя «Скоморохами» и флорой тоже.
Лариса Васильева со своими работами
Нашлось место на выставке и портретам. Признанный мастер этого жанра – Ольга Кудрявцева. Две живописные работы. На одной — образ её прабабушки по линии отца Татьяны Александровны Агаповой (на снимке). Внук — известный художник Виктор Степашкин более четверти века руководил студией при ДК «Родина». Мастера уже нет с нами, но его имя увековечено в названии студии, и ею теперь руководит дочь художника, а ещё она ведет курсы подготовки юных дарований к поступлению в художественные вузы, преподаёт академический рисунок.
— Татьяна Александровна позировала мне в 2001 году, когда ей исполнилось 97 лет. Тогда я только что окончила художественно-графический факультет Московского педагогического университета. Я, конечно, волновалась, как оценит мою работу прабабушка. Ей портрет пришелся по душе.
Ольга Кудрявцева. Портрет прабабушки Агаповой Т.А., 2001 год. Х.,м.
Вторая работа – автопортрет, созданный в 2002 году. Ольга Викторовна видит себя сосредоточенной, думающей, уверенной, а зритель добавляет к этому ряду эпитетов – красивой, умной и талантливой.
Так решили составители экспозиции — поместить рядом с работами Ольги Кудрявцевой портрет «Женщины в красном», написанный Евгенией Лясниковой, только что вступившей в Союз художников Подмосковья. Автор сотворила образ красавицы в нарядном длинном вечернем платье. Что навеяло такое решение? Вертикальный портрет французской актрисы Жанны Самари кисти Огюста Ренуара? Или «Портрет мадам Икс» Джона Сингера Сарджента? В этом параде красоты можно утонуть от ощущения восторга.
Посетители дворца уже оценили творения химчанок.
— Такую гамму впечатлений я давно не получала, даже бывая на столичных выставках, — говорит Инна Остренок, — талантливы наши химчанки, ничего не скажешь!
Влад Красноярский, профессор ПАНИ по секции «Изобразительное искусство», руководитель секции искусствоведения Химкинского отделения СХП,