В.Е.Бекерев «О поисках национальной идеи»

1.О научной методологии оценки общественных настроений

Нам нужны научные подходы к дифференциации общества, социология

отражает поверхностные суждения в выборках. Чтобы понять настроения

гражданского общества нужны новые интегративные инструменты, чтобы объективно изучать интституты, объединения людей по разным интересам. Пока оценки общества идут сугубо субъективно на уровне мнений экспертов, что никак не претендует на научное изучение.

 

2.Ценности и национальная идея в посланиях общества.

Ценности общества выдвигает государство, патриотизм как главная идея.

Мы имеем расхождение во взглядах людей на происходящее, часто политические

институты  формируют побудительные мотивы. Традиционные ценности остаются:

cемья, воспитание детей, стабильная работа, свобода, справедливость и демократические

принципы.

 

3.Государство и экономика, как они формируют взгляды граждан.

Сильная зависимость ценностей от экономического развития. Например, смены

экономических укладов в 1917 г. и 1992г., привели к кардинальным расслоениям

в обществе по ценностям. По отношению к собственности и капиталу.

Смены экономического уклада в России вызывают противоречивые оценки  и  поляризацию общественных институтов. Повышение доли расходов на образование, медицину, культуру создаст предпосылки для гуманизации и выбора ценностных ориентиров.

  1. Возникший культ потребления с началом 2000-х гг. привел к новым ценностям поколений. Деньги перестали быть ценностью и стали товаром. Культ потребления

указывает на доминирование базовых эволюционных потребностей-безопасность и выживание у части общества не пенсионного возраста.

 

5.Интернет-технологии стали ведущей силой в информации и коммуникациях.

Зависимость от гаджетов формирует синдром «суженного сознания», что ограничивает

восприятие объективного мира. Гражданское общество начинает соединяться не межличностными контактами, а принадлежностью к соцсетям. С другой стороны, резко усиливается открытость личных данных. Что также может использоваться рынком для роста потребления и покупок.

 

6.Стали понятны причины нашей пассионарности. Эмоциональность, характерная

черта русского характера и выраженная большим размахом эмоционального маятника

от негативных до позитивных эмоций, является национальным достоянием и стратегическим ресурсом преодоления трудностей и основой гигантского рывка вперед.

Можно уверенно констатировать, что наличие в России 3-х факторов- русского языка, мощной эмоциональности как биологической детерминанты, и огромной территории,

дают гигантский толчок российской пассионарности. Вполне возможно, что пассионарность, а не экономическая модель, все-таки лежит в основе нашего прогресса.

 

7.Эмоциональность обуславливает рефлексию и создает платформу духовности.

Духовность выражена стремлением не к рыночным ценностям, а к общечеловеческим,

любви, добру, милосердию, состраданию. Всему тому, что питало и продолжает питать

нашу литературу , искусство и поиски истины и справедливости. Общество может сплотить приоритет стандарта человеческой жизни, возврат к ценностям для человека.

Тогда способность трудиться и заботиться о благе ближних гармонично будет сочетаться

с принципами рыночной экономики. Социальный вектор  многоукладной экономики

способен снять противоречия как внутри общества, так и в государственном развитии.

 

Поэтому, наряду с устойчивостью к страданиям и лишениям, мы приобретаем сейчас уникальный геополитический шанс стать мировой сверхдержавой в области Духовного геополитического центра всего человечества.