ПОЖЕЛАНИЕ ЗДРАВИЯ ДЛЯ РОССИИ
— Это уже в зрелом возрасте я задумалась над глубинным смыслом обычного приветствия при встрече: здравствуй! — призналась известная художница Галина Семиглазова на открытии 5-й выставки Петровской академии наук и искусств 23 июня в Библиотеке имени В.В. Вересаева, — и когда в 2012 году, по предложению руководителя секции МО ПАНИ «Изобразительное искусство» Владимира Семеновича Кузнецова, открылась 1-я тематическая выставка под названием «Россия, здравствуй», я это начинание горячо поддержала.
За минувшие шесть лет художники из МО ПАНИ создали и показали на этих выставках более ста произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, в которые они поделились своими впечатлениями о самых разных городах и весях нашей огромной страны.
— В книге отзывов, — говорит Галина Михайловна, по инициативе которой и завели такое средство для обратной связи, — зрители благодарят нас за то, что своим искусством мы вызываем в душе человека чувство любви к родному краю, рассказывая красками, карандашами, акварелью, гуашью, углем о величии и красоте нашего народа, бесконечных водных и лесных просторах, уникальной архитектуре. Такие слова дорогого стоят, ведь цель культуры — воспитывать в людях тягу к тому, что может одухотворять, вдохновлять, «заряжать» на благие дела.
На открытии 5-й выставки свое слово сказала заведующая Библиотекой имени В.В. Вересаева Светлана Николаевна Жуликова, которая подчеркнула гуманистическое звучание экспозиции, составленной из 16 работ одиннадцати художников:
— Благодаря вам, галерея «Живая жизнь», основанная семь лет назад Анастасией Данилочкиной, продолжает «живую жизнь». Экспозиция продумана до мелочей: портрет прозаика, поэта-переводчика, публициста и врача Викентия Викентьевича Вересаева (автор Юлия Михайловна Смирнова) размещен рядом с портретом Александра Сергеевича Пушкина (Галина Семиглазова). Соседство портретов не случайное: Вересаев является одним из лучших исследователей творчества великого русского поэта.
Галина Семиглазова вспомнила о том, что она прочла книги Вересаева еще в юности: ее отец Михаил Федорович боготворил Викентия Викентьевича и собирал его издания. И сейчас на полке домашней библиотеки художницы стоят два тома «Друзья Пушкина», а еще «Спутники Пушкина» и «Пушкин в жизни». Галина Семиглазова избрала классический путь решения образа поэта, изобразив его молодым и задорным, а техника необычная — уголь. Внизу изобразительного пространства — его изящная подпись.
«Алапаевск» — эта работа продолжает историческую тему: магистр искусствоведения, кубинский художник, академик ПАНИ Омар Ласо Годинес предложил свою интерпретацию трагической личности Владимира Палей, сына великого князя Павла Александровича: на темно-кровавом фоне углем нарисованы силуэты сооружений захолустного провинциального городка, куполов храма и палисадника. Здесь держали в 1918 году царя, его семью и приближенных перед расстрелом.
Любовью к русской природе дышат творения академика ПАНИ, преподавателя ДШИ города Химки Елены Владимировны Стёпиной: «Конец лета. Углич» и «Осень на Кавказе». Масляная пастель позволила автору наиболее выразительно передать колорит известных мест. Так и хочется воскликнуть, глядя на эти картины: «Блажен, кто живет там, где мир полыхает насыщенным цветом и ярким светом!» С радостным чувством воспринимается акварель академика ПАНИ, заведующей художественным отделением того же ДШИ в Химках Натальи Валерьевны Алексеевой «Гурзуф. Бухта Чехова»: перспектива расцвечена лодкой под красочным парусом, что навевает мысль об Ассоли. Скалистый берег и одинокое дерево за камнями. Еще один преподаватель ДШИ Марина Сибирякова, избранная недавно членом-корреспондентом ПАНИ, изобразила архитектуру города Владимира, использовав лишь гелиевые ручки. Предельно четкая картинка центральной части старинного русского города с главным храмом, отдельные части которого заполняют всё пространство, одухотворенное умиротворяющим ликом Архангела Гавриила, изображенным на фреске храма. Успенский собор во Владимире — выдающийся памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси. Исторически, до возвышения Москвы был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси, в нём венчались на великое княжение владимирские и московские князья. Памятник русского зодчества XII века, послуживший образцом для ряда более поздних соборов, в том числе Успенского собора Московского Кремля. Один из немногих храмов, в котором сохранились подлинные фрески Андрея Рублёва.
Продолжение православной темы — в многофигурной композиции «Крещение Руси князем Владимиром» Юрия Ефимовича Купцова, которому на открытии выставки был вручен диплом члена-корреспондента ПАНИ. Выпускник Московского высшего художественно-промышленного училища имени С. Г. Строганова обладает талантом обобщения, а это дает автору полномочия летописца, но не посредством слова, но акварели, где-то приглушенной, где-то яркой. В центре работы возвышается значимая фигура князя, исполнившего в 988 году миссию Крестителя, а вокруг — люд. Наполнен смыслом и пейзаж «Река Ока» — вдалеке виднеется храм села Константинова, родины Сергея Есенина. На горизонте — восходящее солнце как надежда на лучшее — с этим ощущением живет русский человек, как бы трудно ему ни было.
Апофеозом экспозиции является, и это признали все, живописная работа академика ПАНИ, заслуженного художника России Николая Андреевича Горского-Чернышева «Яблочный спас». Она датирована 1992-м годом. Время было сложное: художники кинулись «самовыражаться», но те из них, кто устоял от бурь, повалившей советскую империю, кто не захотел изменить своим убеждениям и вкусу, продолжали создавать произведения в традициях русского реалистического искусства. Николай Андреевич остался на той платформе, которую создал его отец, знаменитый живописец Андрей Горский. На полотне — стол, покрытый клеенкой, на нем — чашка с яблоками доверху, интерьеры простой русской избы с цветистыми занавесками на шкафчиках и тумбочках — мебель явно сделана деревенским плотником. Каждый предмет интерьера и быта говорит о размеренном, патриархальном, небогатом существовании русской семьи. Всё прибрано, как и полагается в праздничный день Преображения Господня, или, как его именуют в народе, Яблочный спас. Автор показывал эту работу на самых престижных выставках, она размещена в каталоге мировых шедевров живописи.
Не менее значимую работу представил на выставке заслуженный художник России, академик ПАНИ, профессор Александр Николаевич Устинов, ведущий преподаватель Московской художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова. Глядя на его творение «На четыре перемены», вспоминаются классические инсталляции Джозефа Кошута, например, «Один и три стула». Это концептуальное искусство, появившееся в 60-70-х годах века минувшего, — направление, обращающееся к интеллектуальному осмыслению произведения. Сам арт-объект здесь имеет своей целью передать ту или иную идею. При этом уровень непосредственно художественной реализации проекта не важен. «Четыре перемены» Устинова: стол — вид сверху, на нем — ложки, ножи, вилки, половник (такие были на каждой кухне в 60-х годах) и тарелка с золотыми каёмочками, а еще — пальцы рук, слегка сморщинившие край скатерти. Думайте, господа, думайте! Это ведь что-то значит!
Зинаида Петровна Фомина, академик ПАНИ, выбрала для изображения не какой-нибудь объект, а Московский Кремль. Откровенно красная стена и изумрудные дворцы вызывают ощущение сказки.
С философским подтекстом — три работы члена-корреспондента ПАНИ Алексея Федотова из серии «Рыбы».
— Разве, глядя на эти изображения, можно определить породу рыбы? – задает риторический вопрос мастер. – Нет. А всё потому, что я рассказываю о человеке «через» обитателей подводного мира.
Что это, как не форма абстракционизма, основанная на отрицании изображения реальных фигур и реалистичных вещей. Обращают на себя внимание названия живописных эссе на бумаге: «Во мне же всегда доминирует профиль», «По сведениям бюро погоды, подъем воды заканчивается», «А за горизонтом где-то плещется тёплое море». Вот так-то. На всех листах — придуманные рыбы, наделенные автором эксклюзивной внешностью и характером.
— Получилась целостная коллекция экспозиция, несмотря на разнообразие художественных техник, стилей и тем, а возможно, благодаря такой палитре, — резюмировал событие Андрей Викторович Данилов, доктор психологических наук, которому на выставке был вручен диплом об избрании его действительным членом ПАНИ (академиком).
Сотрудничество академии и библиотеки началось в конце минувшего года, и теперь можно уверенно говорить о его долгосрочности.
Влад Красноярский. Фото автора