5-я академическая выставка МО ПАНИ «Россия, здравствуй!» состоялась

ПОЖЕЛАНИЕ ЗДРАВИЯ ДЛЯ РОССИИ

— Это уже в зрелом возрасте я задумалась над глубинным смыслом обычного приветствия при встрече: здравствуй! — призналась известная художница Галина Семиглазова на открытии 5-й выставки Петровской академии наук и искусств 23 июня в Библиотеке имени В.В. Вересаева, — и когда в 2012 году, по предложению руководителя секции МО ПАНИ «Изобразительное искусство» Владимира Семеновича Кузнецова, открылась 1-я тематическая выставка под названием «Россия, здравствуй», я это начинание горячо поддержала.

За минувшие шесть лет художники из МО ПАНИ создали и показали на этих выставках более ста произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства, в которые они поделились своими впечатлениями о самых разных городах и весях нашей огромной страны.

— В книге отзывов, — говорит Галина Михайловна, по инициативе которой и завели такое средство для обратной связи, — зрители благодарят нас за то, что своим искусством мы вызываем в душе человека чувство любви к родному краю, рассказывая красками, карандашами, акварелью, гуашью, углем о величии и красоте нашего народа, бесконечных водных и лесных просторах, уникальной архитектуре. Такие слова дорогого стоят, ведь цель культуры — воспитывать в людях тягу к тому, что может одухотворять, вдохновлять, «заряжать» на благие дела.

На открытии 5-й выставки свое слово сказала заведующая Библиотекой имени В.В. Вересаева Светлана Николаевна Жуликова, которая подчеркнула гуманистическое звучание экспозиции, составленной из 16 работ одиннадцати художников:

— Благодаря вам, галерея «Живая жизнь», основанная семь лет назад Анастасией Данилочкиной, продолжает «живую жизнь». Экспозиция продумана до мелочей: портрет прозаика, поэта-переводчика, публициста и врача Викентия Викентьевича Вересаева (автор Юлия Михайловна Смирнова) размещен рядом с портретом Александра Сергеевича Пушкина (Галина Семиглазова). Соседство портретов не случайное: Вересаев является одним из лучших исследователей творчества великого русского поэта.

Галина Семиглазова вспомнила о том, что она прочла книги Вересаева еще в юности: ее отец Михаил Федорович боготворил Викентия Викентьевича и собирал его издания. И сейчас на полке домашней библиотеки художницы стоят два тома «Друзья Пушкина», а еще «Спутники Пушкина» и «Пушкин в жизни». Галина Семиглазова избрала классический путь решения образа поэта, изобразив его молодым и задорным, а техника необычная — уголь. Внизу изобразительного пространства — его изящная подпись.

«Алапаевск» — эта работа продолжает историческую тему: магистр искусствоведения, кубинский художник, академик ПАНИ Омар Ласо Годинес предложил свою интерпретацию трагической личности Владимира Палей, сына великого князя Павла Александровича: на темно-кровавом фоне углем нарисованы силуэты сооружений захолустного провинциального городка, куполов храма и палисадника. Здесь держали в 1918 году царя, его семью и приближенных перед расстрелом.

Любовью к русской природе дышат творения академика ПАНИ, преподавателя ДШИ города Химки Елены Владимировны Стёпиной: «Конец лета. Углич» и «Осень на Кавказе». Масляная пастель позволила автору наиболее выразительно передать колорит известных мест. Так и хочется воскликнуть, глядя на эти картины: «Блажен, кто живет там, где мир полыхает насыщенным цветом и ярким светом!» С радостным чувством воспринимается акварель академика ПАНИ, заведующей художественным отделением того же ДШИ в Химках Натальи Валерьевны Алексеевой «Гурзуф. Бухта Чехова»: перспектива расцвечена лодкой под красочным парусом, что навевает мысль об Ассоли. Скалистый берег и одинокое дерево за камнями. Еще один преподаватель ДШИ Марина Сибирякова, избранная недавно членом-корреспондентом ПАНИ, изобразила архитектуру города Владимира, использовав лишь гелиевые ручки. Предельно четкая картинка центральной части старинного русского города с главным храмом, отдельные части которого заполняют всё пространство, одухотворенное умиротворяющим ликом Архангела Гавриила, изображенным на фреске храма. Успенский собор во Владимире — выдающийся памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси. Исторически, до возвышения Москвы был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси, в нём венчались на великое княжение владимирские и московские князья. Памятник русского зодчества XII века, послуживший образцом для ряда более поздних соборов, в том числе Успенского собора Московского Кремля. Один из немногих храмов, в котором сохранились подлинные фрески Андрея Рублёва.

Продолжение православной темы — в многофигурной композиции «Крещение Руси князем Владимиром» Юрия Ефимовича Купцова, которому на открытии выставки был вручен диплом члена-корреспондента ПАНИ. Выпускник Московского высшего художественно-промышленного училища имени С. Г. Строганова обладает талантом обобщения, а это дает автору полномочия летописца, но не посредством слова, но акварели, где-то приглушенной, где-то яркой. В центре работы возвышается значимая фигура князя, исполнившего в 988 году миссию Крестителя, а вокруг — люд. Наполнен смыслом и пейзаж «Река Ока» — вдалеке виднеется храм села Константинова, родины Сергея Есенина. На горизонте — восходящее солнце как надежда на лучшее — с этим ощущением живет русский человек, как бы трудно ему ни было.

Апофеозом экспозиции является, и это признали все, живописная работа академика ПАНИ, заслуженного художника России Николая Андреевича Горского-Чернышева «Яблочный спас». Она датирована 1992-м годом. Время было сложное: художники кинулись «самовыражаться», но те из них, кто устоял от бурь, повалившей советскую империю, кто не захотел изменить своим убеждениям и вкусу, продолжали создавать произведения в традициях русского реалистического искусства. Николай Андреевич остался на той платформе, которую создал его отец, знаменитый живописец Андрей Горский. На полотне — стол, покрытый клеенкой, на нем — чашка с яблоками доверху, интерьеры простой русской избы с цветистыми занавесками на шкафчиках и тумбочках — мебель явно сделана деревенским плотником. Каждый предмет интерьера и быта говорит о размеренном, патриархальном, небогатом существовании русской семьи. Всё прибрано, как и полагается в праздничный день Преображения Господня, или, как его именуют в народе, Яблочный спас. Автор показывал эту работу на самых престижных выставках, она размещена в каталоге мировых шедевров живописи.

Не менее значимую работу представил на выставке заслуженный художник России, академик ПАНИ, профессор Александр Николаевич Устинов, ведущий преподаватель Московской художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова. Глядя на его творение «На четыре перемены», вспоминаются классические инсталляции Джозефа Кошута, например, «Один и три стула». Это концептуальное искусство, появившееся в 60-70-х годах века минувшего, — направление, обращающееся к интеллектуальному осмыслению произведения. Сам арт-объект здесь имеет своей целью передать ту или иную идею. При этом уровень непосредственно художественной реализации проекта не важен. «Четыре перемены» Устинова: стол — вид сверху, на нем — ложки, ножи, вилки, половник (такие были на каждой кухне в 60-х годах) и тарелка с золотыми каёмочками, а еще — пальцы рук, слегка сморщинившие край скатерти. Думайте, господа, думайте! Это ведь что-то значит!

Зинаида Петровна Фомина, академик ПАНИ, выбрала для изображения не какой-нибудь объект, а Московский Кремль. Откровенно красная стена и изумрудные дворцы вызывают ощущение сказки.

С философским подтекстом — три работы члена-корреспондента ПАНИ Алексея Федотова из серии «Рыбы».

— Разве, глядя на эти изображения, можно определить породу рыбы? – задает риторический вопрос мастер. – Нет. А всё потому, что я рассказываю о человеке «через» обитателей подводного мира.

Что это, как не форма абстракционизма, основанная на отрицании изображения реальных фигур и реалистичных вещей. Обращают на себя внимание названия живописных эссе на бумаге: «Во мне же всегда доминирует профиль», «По сведениям бюро погоды, подъем воды заканчивается», «А за горизонтом где-то плещется тёплое море». Вот так-то. На всех листах — придуманные рыбы, наделенные автором эксклюзивной внешностью и характером.

— Получилась целостная коллекция экспозиция, несмотря на разнообразие художественных техник, стилей и тем, а возможно, благодаря такой палитре, — резюмировал событие Андрей Викторович Данилов, доктор психологических наук, которому на выставке был вручен диплом об избрании его действительным членом ПАНИ (академиком).

Сотрудничество академии и библиотеки началось в конце минувшего года, и теперь можно уверенно говорить о его долгосрочности.

Влад Красноярский. Фото автора

image (3) image (4) image (5) image (6) image (7) image (8) image (9) image (10) image (11) image (12) image (13) image (14) image image (1) image (2)