Сапунова Надежда Ивановна

share_-2114532692

Родилась 15 января 1950 г в г. Харькове в студенческой семье. После окончания института мои родители были направлены в Челябинскую обл. Вначале они работали в Багаряке, а затем переехали в с. Шабурово. с которым у меня связаны мои первые детские воспоминания. Леса, поскотины, обилие ягод и грибов, ясные морозные зимние дни — вот мой Урал.
В 1957 году мы переехали в Казахстан, в Кустанайскую обл., где я и пошла в первый класс Селекционной средней школы. Бескрайние поля, котлованы — мои казахстанские воспоминания и рисунки. Я рисовала скворца у скворечника, котлован, ярко зеленые поля и лесополосы. В 1960 г мы переехали в заповедник Аскания-Нова, где мои родители работали в НИИ Акклиматизации и гибридизации научными сотрудниками. Я же продолжила школьное обучение. В то время Аскания-Нова представляла небольшой поселок немецкого типа. где на улицах гуляли павлины. цвели громадные канны и розы. Засыпали и просыпались мы под мяуканье павлинов, рев гну и буйволов. Я продолжала рисовать часто уже в зоопарке. В то время в Аскании-Нова бывали известные биологи и художники, такие как Даррел. Гржимек и другие и художники: Ватагин. Трофимов, Горлов. Мне посчастливилось познакомиться с Дмитрием Владимировичем Горловым. замечательным художником-анималистом. Воспитанный на работах В. А. Серова Дмитрий Владимирович большое внимание уделял изучению натуры, уделяя много времени рисункам с натуры. У меня была возможность наблюдать за работой мастера. Это очень быстрые общие наброски и скрупулезные зарисовки деталей животного Все это было необходимо для дальнейшей работы, для создания скульптур и графики. К окончанию школы у меня уже было единственное желание-поступить в художественный вуз. Поступить в институт оказалось не просто: в то время были большие конкурсы, а специальной подготовки у меня не было. Только с третьей попытки в 1968 году я поступила в Московский технологический институт, на художественный факультет со специализацией скульптура малых форм. В институте, кроме обязательных рисунка, живописи, композиции и скульптуры было еще много поездок на фарфоровые и керамические заводы (Вербилки. Конаково. Гжель), где нас учили работать с материалом лучшие мастера своего дела. Было много чудесных поездок на пленэр (в Ферапонтово), на заводы (Фарфоровый завод в Сысерти), на Алтай (Колыванский камнерезный завод), на Кавказ (Кубачи). По истечении времени я понимаю, какое хорошее образование нам дали.
В 1974 году после окончания института я была направлена на Тарусский экспериментальный завод художником по керамике. Завод только создавался, и я была первым художником-керамистом. Я должна была создавать образцы новых изделий с учетом народных традиций. Каждый образец проходил художественный совет НИИ Художественной промышленности, и я получала советы и поддержку квалифицированных специалистов.
В 1977 г. я вышла замуж и переехала в Протвино. Молодой город физиков активно строился и нужны были специалисты, которые могли придать городу современный облик. Мое образование соответствовало этим потребностям, и меня приняли на работу в уже существовавшую группу художников при министерстве средмаша «ОРГТЕХСТРОЙ-13». Работы было много и очень интересной. Первая моя работа — оформление фойе музыкальной школы. Фойе — это был длинный однообразный коридор. Я решила добавить керамическую лепнину на тему времен Екатерины Дашковой, имение которой когда-то находилось поблизости от современного города. Это музыканты времен Дашковой и элементы архитектуры. Все направлено на решение интерьера -визуально сократить длинный коридор, поднять потолки, сделать пространство торжественным и радостным. Затем последовала мозаика в Клубе юных техников, бар в пристройке Дома культуры (керамика), корпус теоретической физики (фонтан во внутреннем дворике с малыми формами в металле) и керамическими формами в интерьере, катальная горка в парке г. Кременки и последняя работа, сделанная в советское время — фойе нового роддома (металл, керамика.) При выполнении работ по интерьеру роддома прекратилось финансирование, и монтаж керамики на стену, облицованную мрамором, проводили на голом энтузиазме.
С 1993 года с образованием художественной школы в Протвино я стала там работать. Был накоплен достаточный опыт, чтобы поделиться с ребятами. Я преподавала и керамику, и рисунок, и живопись. Очень любила летние пленэры. Работала с удовольствием и легкостью.
В 2007 году меня пригласили преподавать рисунок в Московский институт туризма и сервиса (бывший МТИ). Работать мне очень нравилось, уже был накоплен соответствующий опыт. Но, к сожалению, вскоре началось массовое сокращение, и факультет практически перестал существовать.
С 2013 года я стала работать в ГБУ ЦТМ «Олимп», веду студию «Мозаика». С 2017 вошла в арт-проект «По следам Красной Книги» и поступила в объединение «НИКА». Объединение занимается просветительской миссией, организует выставки, начиная от детских садов и библиотек до выставок в Думе. Деятельность организации получила большую поддержку и понимание. За время существования арт-проект «По следам Красной Книги» получил две международные премии «Эко-Мир» и две премии губернатора Московской обл. Вместе с детьми в студии «Мозаика» знакомимся с существующими проблемами, с пониманием этих проблем и с их решением. Заинтересованность в проблеме сохранения вида, часто приносит хорошие результаты, например, история с зубрами, со стерхами, с белой цаплей. Поэтому экологическое просвещение населения, конечно, необходимо. И художники, показывая красоту, пластику, восторг перед животными, их совершенным приспособлением к среде пытаются по-своему помочь в деле сохранения природы. Анималистикой я занимаюсь давно. Я постоянный участник анималистических выставок в Дарвиновском музее. Несколько моих работ в керамике находятся в фондах музея. Начиная с 1975 года, с зональной выставки в Туле, началась моя выставочная деятельность. Были выставки и зональные, и республиканские, «Голубые дороги Родины»- всесоюзная. «Ковчег»- международная. С 2004г занимаюсь книжной графикой. Мной оформлены «Колымские рассказы» Шаламова, «Чучело» Железнякова, «Ночь перед выпуском» и «Весенние перевертыши» Тендрякова и др. «Боишься ли ты темноты? «Пономаревых вошли в Мюнхенскую подростковую библиотеку «Белые вороны» в 2011 г., а в 2010 г. «Я+все» была признана одной из лучших подростковых книг года.
Мои работы находятся в Поленовском музее (живопись), Картинной галерее г. Тарусы, Калужском музее, Серпуховской картинной галерее и в частных собраниях Германии, Австралии, Швейцарии.