МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕТСКИЙ ЛИТЕРАТУРНО-ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ
НА РУССКОМ ЯЗЫКЕ «ПОДСОЛНУШЕК-2015»
Болгария, Золотые пески, Международный Дом Журналистов
14-28 июля 2015 года
ПРОГРАММА
«МЕЖДУНАРОДНАЯ ШКОЛА РУССКОГО ЯЗЫКА»
Образовательная программа «Международная школа русского языка» имеет культурологическую направленность, позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской литературы. В процессе изучения русского языка ребята смогут увидеть «волшебство знакомых слов»; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания.
Особое внимание на занятиях «Международной школы русского языка» направлено на развитие правильной устной и письменной речи учащихся, на воспитание этических норм речевого поведения.
Содержание и методы обучения «Международной школы русского языка» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на занятиях, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.
Цель: Развитие коммуникативной компетенции через тексты авторов русской литературы.
Задачи:
в обучении:
- реализовать познавательные интересы и потребности ученика через изучение русского языка;
- развивать потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка и над своей речью;
- совершенствовать общее языковое развитие школьников через мир литературы.
в развитии:
- способствовать творческому развитию детей, удовлетворению запросов по формированию коммуникативных интересов в процессе творческой деятельности;
- развивать мыслительные процессы;
- развивать творческую, познавательную активность: анализ, синтез, обобщение, классификацию, умозаключение, суждение;
в воспитании:
- воспитывать интерес к русскому языку.
Возраст обучающихся: 7-16 лет
Отличительные особенности данной модифицированной программы:
- Занятия носят практико-ориентированную направленность.
- Традиционные темы русского языка рассматриваются на примере текстов из художественных произведений разной тематики (текстоориенированный подход).
- Использование разнообразных типов лингвистических задач при развитии устной и письменной речи.
- Курс позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
- В каждой теме усваиваются новые теоретические сведения через деятельность учащихся, через микроисследования по эпизоду из текста художественного произведения.
- Каждый раздел программы сформулирован в формате загадки
(проблемы), на которую нужно найти ответ.
- Рассмотрение темы организуется через разнообразные типы лингвистических задач, что делает подачу материала увлекательным процессом творчества школьников.
Организация учебного процесса
Организация учебного процесса основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся;
- преемственность.
Для успешного проведения занятий используются дидактический материал на примерах из текстов художественной литературы, что способствует более легкому усвоению теоретических сведений по русскому языку.
Форма организации занятий.
Групповые: с наполняемостью до 15 человек. В состав группы входят учащиеся одного возраста. Группа постоянна, дети обучаются по дидактической тетради на печатной основе.
Для детей 7-10 лет — обучение русскому языку через сказку: научить видеть эстетическую сторону текста, обучить лингвистическому анализу произведения; развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь.
Для детей 11-13 лет — обучение русскому языку через малые жанры художественной литературы: научить видеть эстетическую сторону текста, обучить лингвистическому анализу произведения; развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь.
Для детей 14-16 лет — обучение русскому языку через тексты художественной литературы: научить видеть эстетическую сторону текста, обучить лингвистическому анализу произведения; развивать творческое и ассоциативное мышление, воображение, письменную и устную речь.
Содержание курса зависит от возраста учащихся и от уровня владения русским языком: так
в возрастной группе от 7-10 лет обучение строится по одному принципу, с одинаковыми планируемыми результатами и с использованием схожих видов деятельности, НО на разных уровнях восприятия.
В возрастной группе от 11-13лет обучение строится в более быстром темпе: и преподаватель, и школьники успевают выполнить больший объем заданий работы, увеличивается доля самостоятельности в работах, моделирующих учебно-исследовательскую деятельность.
В возрастной группе от 14-16лет обучение строится в более быстром темпе: приобщение детей к литературе как к искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями, развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.
Основные виды деятельности:
Воспринимать на слух произведение.
Понимать общее содержание произведения:
описывать особенности поведения и характера героев.
Читать вслух слоги, слова, предложения с постепенным переходом от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами.
Постепенно увеличивать скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями.
Выразительно читать небольшие прозаические произведения, передавая основную мысль автора, особенности героев и т. п.
Читать по ролям: выбирать фрагмент для чтения по ролям и комплексного анализа.
Характеризовать текст: предполагать (антиципировать) тему и содержание текста по заголовку, иллюстрациям.
Формулировать главную мысль текста.
Анализировать соответствие темы пословице (предложенной учителем или подобранной самостоятельно); выбирать пословицу, отражающую главную мысль произведения.
Формулировать вопрос по фрагменту текста. Пересказывать произведение подробно; по иллюстрациям.
Инсценировать художественное произведение (его части): моделировать живые картины,
разыгрывать роли героев художественных произведений, используя тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты.
Программа разработана на 10 дней, 40 академических часов
1-й день: проведение входной диагностики, определение уровня владениея русским языком и распределение по группам
2-9 дни: работа по программе
10-й день: проведение итоговой аттестационной работы, по результатам которой выдается сертификат уровней А, В, С.
Стоимость участия в «Международной школе русского языка» уточняйте в Оргкомитете!
Контактная информация
Адрес Оргкомитета: Москва, ул. Большая Никитская, д.50А/5. Московская городская организация Союза писателей России, каб. № 17 (по понедельникам). E—mail: fondpodsolnushek@gmail.com
Чекийска-Иванова Диана Борисовна, исп. директор тел. +7-915-282-06-18
Шорникова Роза Абрамовна, отв. секретарь тел. +7-925-300-02-36
Ершова Наталья Федоровна, координатор проекта тел. +7-905-713-13-03